25 июля воскресенье
СЕЙЧАС +27°С

Не продают ОСАГО: как получить страховку и моральное удовлетворение

Поделиться

Требуйте от страховщика письменный отказ с указанием причины

Требуйте от страховщика письменный отказ с указанием причины

Поделиться

Несмотря на повышение тарифов ОСАГО и ряд других мер, тление рынка продолжается: редакция НГС.НОВОСТИ все еще получает жалобы читателей, которым страховые отказываются продавать полис ОСАГО, ссылаясь, например, на слишком юный возраст водителя (в тридцать-то лет!). Это незаконно, и мы расскажем, как грамотно вести себя в этой ситуации.


Обязаны ли продать вам полис ОСАГО?

Да. Договор ОСАГО является публичным, а значит, страховые обязаны обслуживать любого автомобилиста, предоставившего необходимые документы.

Убедитесь, что вы в офисе страховой 

Звучит забавно, но продавать полисы могут агенты, работающие по договору, и клиенты не всегда понимают разницу. Так вот, агенты имеют право не продать вам полис определенной страховой компании. Бывает, агентский договор подразумевает работу лишь с клиентами, которые удовлетворяют нужным критериям, и отказ агента не является противозаконным.

Обращайтесь в офисы страховых компаний, которые можно определить по брендированию. Проверить их подлинность можно с помощью официального сайта выбранного страховщика.

Если отказывают в страховой

Поводы для отказа могут быть разные: вы не удовлетворяете «внутренним критериям» страховой, закончились бланки ОСАГО, нет подключения к базе данных Российского союза страховщиков (РСА), сломался принтер и так далее.

Если это произошло — требуйте от страховщика письменный отказ с указанием причины.

«Объективно бывают сбои в работе базы данных АИС РСА или ЕАИСТО, из-за чего страховщик не может проверить коэффициент бонус-малус клиента или наличие у него техосмотра, — объясняет директор компании «Центр страхования» Кирилл Смолин. — Как правило, такие сбои быстро исправляются, и, если вы откажетесь ждать, страховщик напишет в отказе реальную причину, которую контролирующие органы (РСА, ЦБ РФ и др.) способны проверить. Естественно, когда речь о неправомерном отказе, например из-за якобы недостаточного возраста клиента, страховщик не будет писать отказ и почти наверняка оформит полис».

Если отказывают в даже в отказе

В офисе страховой мило улыбаются и называют уважительные причины, почему не получается написать отказ. «Директор увез печать». «У нас сбой в системе». «Нет бланков отказа». «По закону об отказах отказ на отказ не предоставляется».

Все эти оправдания по большому счету нелепы, поэтому включайте камеру на смартфоне и повторяйте требование продать вам полис ОСАГО или предоставить письменный отказ.

«Иногда в офисах страховых компаний висят предупреждения о запрете на съемку, но законы разрешают снимать в публичном месте», — поясняет Кирилл Смолин.

Куда жаловаться 

Полученный отказ или видеозапись вы можете направить вместе с жалобой в «Российский союз автостраховщиков», Центробанк или в прокуратуру — если они найдут нарушения, страховщик будет наказан разными способами, включая крупный штраф для должностных лиц.

Разница в стоимости полисов крайне аварийного и полностью безаварийного водителя — почти пятикратная!

Разница в стоимости полисов крайне аварийного и полностью безаварийного водителя — почти пятикратная!

Поделиться

Косвенный отказ 

К сожалению, у страховщиков есть неявная форма отказа — работа по системе «Единого агента».

На практике это выглядит так: вы пришли в офис компании А, чтобы купить полис ОСАГО, но вам предлагают купить полис компании Б, выбранной... случайно. Настолько случайно, что ее офис может быть в другом городе.

Систему «Единый агент» ввели два года назад в разгар кризиса ОСАГО, когда основной причиной отказов был якобы дефицит бланков. Чтобы клиент не уходил с пустыми руками, страховым предложили работать по системе «Единый агент». Она подразумевает перекрестные договоры между компаниями, которые позволяют направлять клиента к другой страховой. Выбирается эта страховая по номеру ПТС случайным образом (из числа подписавшихся на работу по «Единому агенту») и обновляется каждую неделю. Географической привязки нет: например, жителю Челябинска предложили застраховаться в красноярской компании «Надежда».

Такая практика не запрещена и отказом не считается. До какой-то степени она даже работает, потому что все «единые агенты» должны иметь офисы или представителей во всех городах, где присутствуют их партнеры. Но юристы отмечают, что нередко клиенту предлагают компании-однодневки, разорение которых как минимум затянет сроки выплат.

Поэтому решайте сами. Если вам предложили «левую» страховую, самое простое — обратиться к другому страховщику. Или купить электронное ОСАГО.

е-ОСАГО 

При покупке электронного полиса ОСАГО через сайт компании отказать в продаже вам не могут, поэтому этот способ считается надежным.

«К сожалению, случаются технические сбои, — рассказывает Кирилл Смолин. — Но с этого года в России заработала система Е-Гарант, принцип которой похож на "Единого агента": если в силу любых причин страховая не продает электронный полис ОСАГО, вас перенаправят в другую страховую. Ее выбор также делается автоматически по номеру ПТС».

Электронный полис ОСАГО не нравится многим из-за необходимости ждать, пока сотрудник ГИБДД «пробьет» его по базе данных, поскольку всегда есть риск пресловутых технических сбоев. Тем не менее «виртуальная» страховка постепенно набирает популярность.

Избегайте оформления электронного ОСАГО посредниками: намеренные или случайные ошибки при указании значимых параметров могут привести к отказу в выплате.

Навязанные страховки 

Если представитель страховой ловко «впарил» вам парочку добровольных страховок в нагрузку к ОСАГО, в течение пяти дней вы имеете право отказаться от них и вернуть деньги. Подобный «период охлаждения» предусмотрен законодательством с 2016 года. Естественно, за эти пять дней вы не должны обращаться за выплатами по купленным добровольным полисам. Вернуть деньги после заявления клиента страховщик должен в течение 10 дней.

За поддельный полис грозит уголовная статья

Сейчас полиция рьяно охотится за автомобилистами с поддельным полисами. Напоминаем, что за использование заведомо подложного документа по ч. 3 ст. 327 УК РФ грозит наказание вплоть до ареста на срок шесть месяцев.

Проверяйте КБМ. Коэффициент бонус-малус отражает вашу аварийность и является одним из лучших способов экономить на ОСАГО: разница в стоимости полисов крайне аварийного и полностью безаварийного водителя — почти пятикратная!

Страховые часто пытаются выставить завышенный КБМ. Проверить ваш коэффициент можете на сайте РСА, а в случае расхождений написать заявление. Причем сделать это можно и постфактум: страховщик обязан вернуть излишек, заплаченный вами за последний полис.

Артём Краснов
Фото: Артём Ленц

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Красноярске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Loading...
Loading...