На трассу железнодорожной линии Курагино — Кызыл с возможным продлением в Китай нужно более триллиона рублей. Об этом ТАСС в кулуарах ВЭФ-2024 сообщил первый заместитель министра транспорта Валентин Иванов.
По словам Иванова, это трасса «практически до Урумчи» (городского округа в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая). Проект, если верить словам замминистра, находится на стадии проработки.
Предполагается, что больше половины номенклатуры трассы займет перевозка угля.
Проект железной дороги в Туве обсуждается с 2002 года. Магистраль Кызыл — Курагино длиной более 400 километров должна связать республику с Красноярским краем, а также обеспечить доставку угля с Элегестского месторождения. В 2008 году на Петербургском международном экономическом форуме подписали соглашение о строительстве. Лицензию на разработку Элегестского месторождения получила Енисейская промышленная компания (ЕПК) банкира и экс-сенатора Сергея Пугачева. Пугачев сорвал сроки и проект железной дороги вычеркнули из перечня объектов, реализуемых за счет бюджета. ЕПК перешла бизнесмену Руслану Байсарову.
В 2011 году Владимир Путин, тогда в статусе премьер-министра, поучаствовал в церемонии начала строительства и забил первый символический костыль в основание железной дороги. Но после этого проект, по сути, не двигался.
В 2018 году РЖД подписала концессию на строительство со специальной проектной компанией (СПК) на 30 лет. Стоимость проекта тогда оценивали в 192,4 миллиарда рублей. Однако в 2021 году правительство РФ приостановило концессию.
В 2022 году строительство пообещали возобновить, но переориентировать грузоперевозки на Монголию и Китай.
А в 2023 году в правительстве представили стратегию социально-экономического развития СФО. Там, в частности, говорилось о строительстве двух ж/д-коридоров в Китай. Первый — из Кемеровской области (Северо-Сибирской железнодорожной магистрали).
Второй — через Туву, то есть тот самый путь Курагино — Кызыл. Дорога доходила бы до Монголии, затем делилась на два. «Северный» — на город Эрденет, который через Улан-Батор выходит в китайский город Эрлянь. Западный предполагает строительство линии через монгольский город Кобдо (Ховд) и китайский город Такешкен (Такэшэкэнь) до Урумчи. Подготовить предложения нужно было правительствам Красноярского края и Республики Тува, Минэкономразвития, МИДу, Минтрансу и РЖД в 2024 году.
Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.