Дороги и транспорт Рассол, сок свеклы и песок против современных реагентов: чем этой зимой будут чистить дороги

Рассол, сок свеклы и песок против современных реагентов: чем этой зимой будут чистить дороги

Будет ли грязно и скользко — чего ждать красноярцам после снегопадов

По ГОСТу, все дороги должны очистить до асфальта

Одна из проблем Красноярска — грязные и скользкие дороги, которые, как минимум, неэстетичны, как максимум — травмоопасны. Как решается проблема зимнего содержания дорог в Красноярске сегодня, почему города постепенно уходят от песко-соляной смеси в обработке дорожного полотна и тротуаров и обращаются к многокомпонентным реагентам, разбираемся вместе.

Песко-соляная смесь: за и против

Грязь на дорогах в первую очередь связывают с использованием песко-соляной смеси. Есть мнение, что песок улучшает сцепление, помогая пешеходам обойтись зимой без травм, а автомобилистам — без ДТП. Однако песок не может плавить снег и лед, поэтому лишь купирует гололедные явления, полностью их не устраняя. По факту дороги остаются скользкими, а песок приходится постоянно подсыпать. С наступлением весны грязь остается, и на ее уборку тратится немало бюджетных денег.

— Ранее мы использовали пескосмесь, которая имеет ряд недостатков. Это низкая эффективность при низких температурах, после -10°С она просто перестает работать. Речной песок не дает эффективных сцепных качеств на дороге, страдает безопасность, количество ДТП растет. Кроме того, мелкий песок легко переносится талыми водами, проникает в систему ливневой канализации, забивая ее. А это дополнительные траты для наших и без того скудных бюджетов, — поделился Алексей Лыков, директор МКУ «ДЭУ № 1» Новосибирска — городе, где используют современный антигололедный материал четвертый год подряд.

Несмотря на недостатки песка, некоторые красноярцы готовы мириться с таким подходом к зимнему содержанию дорог, не доверяя новейшим технологиям.

— Песок — это натуральная насыпь, она и обувь не портит. А реагенты — все-таки химия. Если вдруг поскользнулся, песок отряхнешь, а реагент уже нет, — уверена жительница Красноярка Юлия.

А вот специалисты Союза общественных экологических организаций указывают на возможные обострения хронических заболеваний при использовании песко-соляной смеси в городах.

Их мнение разделяет представитель Российского дорожного научно-исследовательского института Алексей Барт, представивший на общественных слушаниях по использованию противогололедных реагентов в Красноярске результаты исследования, согласно которым песок, каменная крошка и смеси на их основе ведут к росту легочных заболеваний.

— От воздействия колес песчаная смесь превращается в пыль, которая клубится на высоте до двух метров. Она агрегирует молекулы фенолов, бензопирена и прочих канцерогенов. Эти вредные вещества не так опасны, когда летают сами по себе, человек их вдыхает и так же выдыхает. А когда они оседают на крупных частицах пыли, попадают в легкие, бронхи и остаются там — в этом причина массы легочных заболеваний, в том числе онкологических, — подтвердил и эксперт Вячеслав Дюков.

Как борются с гололедом: мировой опыт

За рубежом полностью отказались от песко-соляной смеси в пользу мраморной крошки, соли и многокомпонентных современных реагентов.

Например, в США смешивают соль с продуктами рафинирования сахарной свеклы или дистилляции этанола, которые усиливают противогололедный эффект и снижают негативное воздействие на природу. В Канаде сок свеклы распыляют на каменную соль, чтобы она не отскакивала от дороги и уменьшался расход: получилось снизить долю соли с 85 до 78 кг на 1 км. А в Японии выпавший снег просто счищают.

В Германии используют хлорид натрия только на опасных участках дороги, а в Финляндии это основное вещество для борьбы с гололедом. Но в некоторых европейских странах применяют другие способы. Например, закатывают асфальт, в состав которого входит компонент, препятствующий образованию наледи на дорогах, или подогревают его. В Норвегии тепловые сети проходят под автотрассами, поэтому снег тает без использования специальных материалов.

Переход к безопасным и эффективным антигололедным материалам

В России нормы содержания дорог в зимний период изменились 1 июня 2018 года, когда в силу вступили положения ГОСТа 50597. Согласно ГОСТу очистить проезжую часть до разметки на асфальте требуется в период от трех до 12 часов с момента выпадения осадков. В помощь дорожным службам введен стандарт, который определил и ужесточил требования к противогололедным материалам.

Источник: расследование новосибирских журналистов

Антигололедные составы не должны распространять грязь, пылить, негативно воздействовать на металл и обувь. Со стороны производителя и заказчика теперь действует обязательный входной контроль качества продукции.

Качественный и безопасный противогололедный материал должен в первую очередь легко плавить лед в интервале от 15 минут до часа даже при низких температурах. Это помогает сделать дорогу безопаснее в кратчайшие сроки. В составе должны присутствовать ингибиторы коррозии и биофильные элементы для быстрого выведения из почвы. Наличие положительного заключения Государственной экологической экспертизы на противогололедный реагент является гарантией его безопасности для человека и окружающей среды.

Источник: расследование новосибирских журналистов

Современные многокомпонентные противогололедные материалы призваны снизить аварийность на дорогах. Это подтверждают официальные данные.

— Нам всё равно, какие материалы будут закупать, главное, чтобы дороги были в нормативном состоянии, то есть очищены до черного асфальта и разметки. Однако наши наблюдения за пять лет показывают, что число аварий уменьшается, когда используют реагенты, — отметил замначальника ГИБДД Красноярска Роман Васильев на общественных слушаниях по использованию реагентов в городе.

В последние три года современными противогололедными материалами обрабатывают федеральные дороги и центры городов-миллионников, в том числе Новосибирска, Омска, Перми, Казани и Уфы. Чтобы повысить безопасность на дорогах зимой и сократить на 350 млн рублей расходы на весеннюю уборку, в Нижнем Новгороде, например, предложили обрабатывать дороги только многокомпонентными реагентами. Сегодня ПГМ успешно используются на объектах здравоохранения и энергетического комплекса, мостах федерального значения, на крупных промплощадках страны.

В Красноярске последние сезоны использовали разные ПГМ, включая многокомпонентные реагенты, традиционную песко-соляную смесь и комбинированные противогололедные материалы, в состав которых входит мраморная крошка. В этом году город подготовился к зиме основательно. На сей раз бороться со снегом и гололедом будут интенсивно, используя противогололедные материалы разных типов. Эффективность такого метода красноярцы смогут оценить уже в конце ноября. По предварительному прогнозу, погода резко изменится уже на этой неделе, в Красноярске похолодает до -8 -10°С. И вместо луж на тротуарах будет лежать снег.

Партнёрский проект

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства