Дороги и транспорт Транспортный узел

Транспортный узел

Перевозчики отказываются от скидки по карте и предлагают властям поднять цену за проезд или доплачивать рубль за пассажира — в мэрии платить не хотят и урезают маршруты

Красноярский транспорт ждут перемены: чиновники сокращают трамваи и троллейбусы, а маршрутчики отказываются от скидок по транспортным картам. Чиновники свое решение объясняют тем, что трамваи с троллейбусами фактически перевозят воздух: рост автомобилизации снижает пассажиропоток. Владельцы же маршруток все списывают на падение доходов из-за кризиса. Удастся ли властям сохранить скидку по транспортной карте и что отпугивает красноярцев от трамваев и троллейбусов — в материале далее.

Летом в Красноярске станет меньше трамваев и троллейбусов. Как сообщили в департаменте транспорта мэрии, с 25 мая закроется трамвайный маршрут № 2 «КрасТЭЦ – пос. Энергетиков», временно приостановлена работа троллейбусного маршрута № 5 «Ж/д вокзал – Студгородок».

Все дело в низком потоке пассажиров, говорят в ведомстве. Маршрут № 2 обслуживает всего 1 вагон, который ходит по будням, совершая по 13 рейсов в день. По итогам I квартала за один рейс он перевозил в среднем по 18 человек при вместимости 123 пассажира.

Троллейбус № 5 стал терять пассажиров еще в 2013 году — когда после обрушения подпорной стены на пр. Свободный маршрут перенесли на Копылова. По нему курсирует 5 машин. Среднее количество пассажиров, перевезенное за 1 рейс по новому маршруту, составило 5 человек при вместимости в 110, а некоторые рейсы вообще были пусты, — гласят итоги I квартала. «Работа маршрута приостановится лишь до завершения реконструкции пр. Свободный», — уточнила пресс-секретарь департамента транспорта Светлана Арсентьева.

Дальнейших сокращений маршрутов не планируется, заверили автора в пресс-службе ведомства. Несмотря на то, что общий пассажиропоток неуклонно снижается — в течение трех последних лет падение составляло более 3 % ежегодно, а за I квартал 2015 года падение оценивается в 7 %. Основной причиной в ведомстве называют бурное развитие автомобилизации.

Еще треть (32 %) ездят на троллейбусах и трамваях лишь иногда, а регулярно используют эти виды транспорта всего 15 % опрошенных. Избегают их из-за неудобных маршрутов 9 % опрошенных, еще по 5 % отпугивают низкая скорость и некомфортные салоны троллейбусов и трамваев.

За 15 минут, проведенных автором на остановке «Органный зал» на Маркса, помимо разношерстных маршруток, проехали 4 почти пустых троллейбуса. Однако стоящие на остановке люди заходить в них не спешили. «Живу в "Зеленой Роще", но на троллейбус сажусь лишь в крайнем случае — медленно едет и дергается весь. Привыкла как-то на маршрутках, в них комфортнее», — призналась 68-летняя Валентина Владимировна.

В поисках потенциальных пассажиров трамвая автор отправился на остановку «Юбилейный» на пр. Красноярский рабочий. Стоящие на ней красноярцы все как один сетовали: трамваи — это хорошо и быстро, но маршруты у них неудобны. «Не ходят они туда, куда мне нужно — поэтому редко ими пользуюсь. Сейчас мне вглубь 26 Бакинских Комиссаров надо — зачем мне лишняя пересадка?» — подтверждает 34-летний Максим.

Эксперты главной причиной падения популярности электротранспорта считают не автомобилизацию, а устаревший парк и инфраструктуру. «Большинство вагонов сделано еще в прошлом веке, они давно должны быть списаны, — сетует завкафедрой транспорта СФУ Александр Фадеев. — [Рельсовое] полотно проложено не по стандартам, следовательно, трамвай сильно шумит, ходит медленнее автобусов. Естественно, пассажиры стараются их избегать». Троллейбус же не годится на участках, где требуется быстрое движение — медленно проходит перекрестки, пересечения проводов и т.п. Особенно старые модели, у которых постоянно слетают токоприемники.

По мнению завкафедрой автомобильных дорог и городских сооружений СФУ Вадима Серватинского, трамвайные пути вообще стоит перенести с Красраба на параллельные улицы:

«По промзонам их проложить, а проспект полностью отдать под автомобильное движение — освободившееся место пустить под выделенную полосу для автобусов. Без нее расширять улицу нет смысла — чем шире поток, тем больше пробки». Пустить же трамвай на левый берег, по его мнению, невозможно — из-за рельефа протяженные маршруты сформировать невозможно, а на коротких трамвай невыгоден.

Тем не менее в департаменте транспорта отметили, что новый генплан города предусматривает связь берегов электротранспортом через Октябрьский и новый четвертый мосты. Однако как и когда это будет реализовано на практике — не пояснили. «Дело это достаточно дорогое — 1 км инфраструктуры стоит не менее 100 млн руб.», — считает г-н Фадеев.

По данным «Горэлектротранса», сегодня левый берег Красноярска обслуживает 78 троллейбусов на 7 маршрутах, а по 5 правобережным маршрутам курсирует 51 трамвай. Проезд в них стоит 16 руб. против 19 в маршрутке. При оплате транспортной картой проезд в маршрутке обходится в 18 руб., а при пересадке на другой автобус в течение 1,5 часов скидка составляет 3 руб., но частные перевозчики намереваются с этим покончить. С 1 июня они намерены снимать с карты полную стоимость проезда.

По оценкам главы объединения красноярских маршрутчиков Михаила Омышева, сегодня на транспортные карты приходится порядка 25 % всех городских перевозок. По словам Омышева, при расчете перевозчик получает 16,25 руб., 0,75 руб. уходит в компанию, обслуживающую карты, а 1 руб. доплачивает перевозчик.

«Когда была финансовая возможность, мы делали эту скидку. Сегодня, в связи с кризисом и отсутствием какой-либо реакции на наше заявление о пересмотре тарифов, возможностей делать скидки больше нет», —

заявил он. По его словам, 1,5 месяца назад перевозчики обращались к властям с инициативой увеличения цены на проезд как минимум до 23 руб., но ответа не получили.

На финансовые трудности сетует и владелец автопредприятия с парком в 60 автобусов Константин Кнапнугель: «Нам никто ничего не компенсирует. Только для моих 8 маршрутов отмена скидки даст дополнительные 4 млн руб. в год». Про отмену скидки, по его словам, заявили 30 % от всех городских перевозчиков. Выход они видят в том, чтобы власти выплачивали маршрутчикам 1 руб. за каждого перевезенного по транспортной карте пассажира либо согласились на повышение цен на проезд.

Власти, в свою очередь, от проекта безналичной оплаты проезда отказываться не собираются. «Основная часть перевозчиков транспортную карту поддерживает — с остальными договоримся», — заявили в департаменте транспорта. В ответе ведомства на официальный запрос корреспондента НГС говорится: «За перевозку пассажиров по транспортной карте никакие компенсации не предусмотрены».

Максим Косов

Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Работа учителя — это ад»: педагог — о причинах своего решения навсегда уйти из профессии
Ирина Васильева
тюменская учительница
Мнение
«Реформаторы примут решение, а вы, бабоньки, вывозите. Выручайте страну». Что думает про отмену ЕГЭ обычный учитель
Ирина Ульянова
Учитель
Мнение
«Дальше что? Реклама на бездомных собаках? Крысах?»: журналистку NGS24.RU разозлила реклама на деревьях
Полина Бородкина
Корреспондент NGS24.RU
Мнение
По дороге чуть не задушила жаба: во сколько россиянам обойдется путь по платным трассам к Черному морю
Диана Храмцова
выпускающий редактор MSK1.RU
Мнение
«Цены на рынке зависят от того, как вы выглядите». Турист рассказал, чем Абхазия встречает гостей в этом сезоне
Алексей Петров
Внештатный корреспондент
Рекомендуем
Знакомства