Краевые власти приняли беспрецедентное решение: в течение всего летнего сезона инспекторы службы строительного надзора и жилищного контроля администрации края будут вести круглосуточный надзор за работами на дорожных объектах краевого центра. В этом году на крупномасштабное дорожное строительство в Красноярске выделено более 1,5 млрд рублей. Эти средства пойдут на реконструкцию, капитальный ремонт более 25 дорожных объектов, а также на текущий ремонт городских магистралей и благоустройство внутридомовых проездов. Сумма, выделяемая из бюджета на эти цели, немалая, и потратить ее необходимо с умом, чтобы потом не было мучительно стыдно за наши дороги и работников дорожных служб. О результатах ночных рейдов, а также о том, в чем состоит главная беда российских дорог, корреспондент НГС.НОВОСТИ побеседовала с руководителем службы строительного надзора и жилищного контроля администрации края Андреем Пряничниковым.
Андрей Евгеньевич, в связи с чем было принято решение вести круглосуточный надзор за работами на дорожных объектах краевого центра и насколько необходимо было вводить такие меры?
Законодательство определило за нашей службой надзорные функции за капитальным ремонтом и реконструкцией дорог, мостов, переходов, разделив функционал между федеральными и региональными органами. Нами были проведены встречи, переговоры с дорожниками, заказчиками, проверена разрешительная документация, обследовано качество выполняемых работ, и могу утверждать, что ситуация у наших дорожников на сегодняшний момент довольно неплохая. Но, вместе с тем, мы вынуждены были обратить внимание на дороги краевого центра, ведь простой человек, житель краевого центра, судит о работе дорожников по дороге, по которой он каждый день ездит и ходит. Что мы сегодня видим? Колдобины, рытвины — и возмущаемся: где же наши дорожники?! Именно поэтому мы приняли такое неоригинальное решение, хотя городские дорожники нам неподнадзорны.
Как работники администрации края, мы решили сделать небольшую «встряску», не побоюсь этого слова, нашим муниципальным организациям, занимающимся ремонтом дорог. Вторая причина введения именно круглосуточного контроля: сегодня в связи с большой загруженностью дорог ремонт осуществляется в основном в вечернее и ночное время. Мы в свою очередь, также сместили свой график работы и проводим вечерние и ночные рейды.
Активные работы по ремонту дорог в Красноярске ведутся уже два месяца. Есть ли первые результаты проверок, каков характер нарушения?
Результаты, конечно, уже есть. В ходе рейдов инспекторами службы было выявлено несколько объектов, на которых рабочие допустили брак, — это дороги на улицах Марковского, Парашютной, Юшкова и на проспекте Свободный. Брак в основном следующего характера — крайне неудовлетворительно производится подготовка к асфальтированию: очистка от пыли, проливка вяжущим веществом. Нарушение технологии при работе ведет к снижению качества выполненного ремонта. По этим объектам были составлены акты. Мы не стали использовать свои штрафные полномочия, а заключили договор — если брак не будет устранен в добровольном порядке, материалы актов будут переданы в прокуратуру. Сейчас дорожникам дан срок на устранение этого брака. Дороги ведь делаются на бюджетные деньги, поэтому спрос качества выполняемых работ должен быть очень жесткий. Отмечу, что исправлять брак подрядчики должны уже за свой счет.
Андрей Евгеньевич, в прошлом году были отремонтированы дороги по улицам Партизана Железняка и Игарской, ровный асфальт не продержался там и года, после зимы в нескольких местах на дороге покрытие обвалилось. В связи с чем происходят подобные вещи, разве подрядчик не давал гарантии?
На Партизана Железняка была сделана дорога в так называемом «зимнем исполнении» — это был один из этапов подготовки к капитальному ремонту, дорога действительно зиму эксплуатировалась, но она еще не завершена окончательно. Есть определенные технологии — условия нашего климата не позволяют сделать все и сразу. Есть понятие «зимнее благоустройство», сибирский климат не позволяет уложиться в сроки короткого сибирского лета, ведь асфальт можно класть только при плюсовых температурах.
Конечно, отсутствие полной информации о сроках начала и окончания работы накладывает темное пятно не только на дорожников, но и на контролирующие качество выполняемых ими работ службы. Так получилось с улицей Партизана Железняка. Заявляю, что сейчас на этом дорожном полотне ремонт полностью завершен, организация-подрядчик дает гарантию на выполненную работу сроком на 5 лет.
Какие сегодня существуют меры в отношении организации-подрядчика, которые могут дисциплинировать его, мотивировать на добросовестный, качественный труд?
Первое: серьезный контроль со стороны заказчика. В Красноярске заказчик — департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города. Их служба технического надзора работает крайне неудовлетворительно. Если будет жесткий контроль, не будет брака, не будет оплаты за бракованную работу. Второе: штраф определяется в договоре подряда. Наша служба также законодательно наделена штрафными санкциями, но только для поднадзорных нам объектов.
Существует ли так называемый «черный список» фирм-подрядчиков, зарекомендовавших себя как недобросовестные исполнители?
Прямо сказать, что есть такой список, я не могу. Ведь чтобы занести ту или иную фирму в «черный список», нужно иметь весомые доказательства ее недобросовестности. Мы нашли альтернативу «черному списку», провели совещание с центрами лицензирования и решили, что организации, которые будут систематически допускать брак в своей работе, могут лишиться лицензии. Это, конечно, крайняя мера.
Добавлю, что наша служба надзор за ремонтируемыми дорогами осуществляет меньше года, поэтому четких представлений обо всех дорожных фирмах у нас еще нет. Для этого нужно время. Сейчас идет сбор информации.
Какие убытки несет ежегодно бюджет края из-за некачественного ремонта дорог?
Один квадратный метр асфальта вместе с работами стоит 750 рублей. Если мы сейчас пройдем по улицам, посмотрим качество выполненных работ и посчитаем, то сможем точно сказать сумму убытков.
Андрей Евгеньевич, как полагаете, в чем все-таки основная проблема плохих дорог в России?
В России умеют делать всё, в том числе дороги. Вопрос в том, сколько стоит квадратный метр дороги, как он запроектирован, какое сделано основание, какие применены материалы. Все зависит от состояния нашего бюджета, экономики. Если экономика работает стабильно, нормально, то и дороги соответствующие, если средненько — то и дороги средненькие. Уровень экономики страны отражается, в конечном счете, и на уровне здравоохранения, образовании, сказывается на качестве дорог. Поэтому говорить, что у нас плохие дорожники, я не могу. Если им обеспечить нормальную производственную дисциплину, обеспечить качественными материалами и техникой, я не сомневаюсь, что они сделают дорогу ничем не хуже, чем немцы.
Марина Немтушкина