Стиль и красота Женский взгляд: путь тетки

Женский взгляд: путь тетки

Колумнист SHE — о том, какие вещи делают женщину на 20 лет старше и почему все лживо называют их «классикой»

«Классика» — любимое слово продавщиц одежды и обуви, где бы они ни работали. Хоть в магазине, где уютно пахнет духами и деньгами, хоть в контейнере на барахолке, где неуютно пахнет капустой из пян-се. Но и тут и там классика считается делом беспроигрышным: «всегда уместна», «не выходит из моды» и т.д. То есть классика обещает как минимум безопасность. Многим кажется, что именно в нее можно спрятаться от грозы штормящего мира, где все непрерывно меняется, и еще вчера в кроссовках не стоило идти в бар с минимальными претензиями, а уже сегодня их можно носить с вечерним платьем. Но есть подозрение, что «классика» — это не крепость и не фамильный особняк, а бумажный домик, в который не спрячешься. Потому что слово практически лишено смысла, — а значит и веса.

Что это вообще такое? Сразу отбросим очевидные нелепости вроде «классического пуховика» и попробуем понять, какой же он — классический гардероб. Скорее всего, в него попадут дамские костюмы (либо а-ля твидовая Шанель, либо — плечистые и деловитые, образца 1930-х или 1980-х), маленькое черное платье, блузки, юбка-карандаш и пр.

Примечательно, что сам набор «классических» вещей довольно-таки изменчив. Как это свойственно религиозным догмам, он вроде бы и незыблем (и это и есть его гордость), — но на самом деле тихонько прогибается под изменчивый мир. Скажем, лет десять назад, дамы, гордо говорящие, что предпочитают классику, были уверены, что длинноносые туфли — точно таковая, сейчас уже как-то нет.

Так что же такое «классика»? Нечто проверенное временем? Что-то что не устаревает? Завещание модных авторитетов?

Проверка временем оказывается очень условной. У значительной части вещей, которые нынче принято называть «классикой», штанины растут из 1980-х годов. Классика вообще подозрительно схожа с офисным (точнее, даже банковским — потому что мало где в офисах в широком смысле слова он реально существует) дресс-кодом. А он в свою очередь в значительной степени сложился именно в 1980-е годы. То есть и не то чтобы очень давно, и не то чтобы в эталонную для хорошего вкуса эпоху.

Кадр из фильма «Деловая женщина»Кадр из фильма «Деловая женщина»
Кадр из фильма «Деловая женщина»

Примечательно, что «предпочитающие классику» не спешат признать таковой, скажем, панковские собачьи ошейники или булавки в ушах, — хотя их присутствию в моде уже почти 50 лет. Туфли на шпильке — классика, хотя такие, какими мы их знаем, они были придуманы в 1950-е годы, а — совершенно современного вида — круглоносые, тяжеловатые туфли на толстом каблуке и платформе оформились в 1940-е (в войну — не до тонкостей), ну а предшественники такой обуви вообще уходят в археологическую древность. То есть проверка временем тут ни при чем.

Что касается «нестареющих фасонов», то их нет: силуэты меняются, фасоны стареют и старят тех, кто продолжает их носить.

Вот, например, белая блузка (или, — для пуристов и абитуриентов швейных техникумов — сорочка). Деловая классика? Да, но лет десять назад за таковую сходила приталенная блузка, которая сегодня выглядит никакой не классикой, а откровенным приветом из «нулевых».

Кадр из фильма «Коко до Шанель»Кадр из фильма «Коко до Шанель»
Кадр из фильма «Коко до Шанель»

Но как же авторитеты? Разве гениальные решения могут как-то испортиться за жалкие полвека? Ведь поклонницы классики всегда могут призвать своих святых — Коко Шанель или Одри Хепберн. Но все модные иконы на самом деле учили не носить классику и не блюсти патриархальную женственность, — они учили совсем другому: тянуться к новому. Все, что мы знаем как классику — хоть Шекспира, хоть балетки (за пределами балетного класса), когда-то было шокирующим и дерзким, — в противном случае оно бы не пробилось через историю к нам. Главное свойство любой звезды (хоть поп, хоть кино, хоть моды) — острое чувство современности.

Момент появления нынешних символов «классики» — твидового костюма и стеганой сумочки на цепочке а-ля Шанель — от нас отделяет ровно 60 лет. Аккурат столько же отделяло в тот момент саму Шанель от дам в платьях до пола с непомерно надутыми рукавами и корсетами. То есть, реинкарнируй — с прежними амбициями и фантазией — любая икона «классического» стиля в наши дни, — она была бы не просто слегка осовремененной версией себя (как в типичных журнальных подборках «Оденься как...» ). Они были бы радикально неузнаваемы другими.

Промофото Одри Хепберн к фильму «Сабрина»Промофото Одри Хепберн к фильму «Сабрина»
Промофото Одри Хепберн к фильму «Сабрина»

Те же балетки Одри Хепберн носила не потому, что это было «элегантно» и «женственно», а потому что это были — за пределами балетного класса (читай: спортзала) — кроссовки того времени. Очень подходящая обувь для — как раз пришедшей из балета — женщины-ребенка, почти возмутительно не вписывающейся в каноны красоты своего времени.

Брючный костюм (нынешняя офисная униформа, «классическая» и безопасная, как кефир на ночь) на Марлен Дитрих был пощечиной общественной нравственности. И даже через тридцать лет после того, как мэры особо патриархальных городков требовали от дерзкой фрау покинуть границы их муниципалитетов, он оставался таковым, — уже в 1970-е годы в США — женщину в брючном костюме могли не пустить в приличный ресторан (легенда гласит, что некоторые обходили этот запрет, просто сняв брюки и оставшись в чуть прикрывающем зад пиджаке).

Что делала бы сегодняшняя Марлен, решив поставить под сомнение гендерные нормы? Из уже вполне себе готовых решений, — демонстрировала бы небритые ноги, выкрашенные в неоновые цвета волосы подмышек и по-мужски девственные брови.

Но вообще-то, чтобы предполагать, что делали бы сегодня модные иконы, надо обладать дерзостью их ума, — а на это претендовать просто глупо.

Марлен Дитрих в фильме «Марокко» Марлен Дитрих в фильме «Марокко» 
Марлен Дитрих в фильме «Марокко» 

В общем, чтобы носить классические вещи сегодня и не выглядеть теткой, которая, как Винни-Пух в гостях у Кролика, застряла во временах своей юности (конечно, нет ничего дурного в том, чтобы выглядеть как тетка или как угодно, — но все-таки неплохо, когда это добровольное решение, а не результат трагического заблуждения) — стоит помнить об изначальном заряде этих вещей. Что брючный костюм еще недавно был не унылой бухгалтерской униформой, а оружием революции, заряженным опасностью и скандалом. Что облегающие сапоги на каблуке — это вещь, которая вообще-то вошла в женский гардероб совсем недавно и большую часть своей жизни довольно активно работала в секс-индустрии. И так далее.

Короче, — что эти вещи захватили мир не потому, что они «вневременные» и «элегантные», а именно потому, что они еще недавно были смелы и ниспровергали правила.

Поэтому и получается, что лучший способ носить их сегодня — и отдавать дань уважения тем, кто их придумал и ввел в моду, — носить их по-новому. В смешных сочетаниях, с кроссовками, навыворот.

Елена Полякова 

Фото kinopoisk.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления