Религия Кто строил Успенский монастырь? Скандальная история его основателя, которого на старости лет осудили за растление

Кто строил Успенский монастырь? Скандальная история его основателя, которого на старости лет осудили за растление

Неоднозначное житие архимандрита Зосимы: сына еврейки, миссионера, борца с коррупцией и заключенного

Основателем Успенского мужского монастыря был скандально известный священник

Многие красноярцы знают про Успенский мужской монастырь на берегу Енисея и про Знаменский скит на окраине Дивногорска. Но мало кто знает историю его основателя, которая обросла мифами и скандалами еще в годы его жизни. Архимандрит Зосима провел в Красноярске совсем немного лет, но оставил и серьезное наследие, и массу слухов. Под конец жизни он и вовсе получил уголовное наказание. Рассказываем необычную историю этого священнослужителя.

Залман Мордухов-Рашин, который стал сооснователем Успенского мужского монастыря в Красноярске, родился в 1840 году в Черниговской губернии. Он был незаконнорожденным сыном еврейки, и в 12-летнем возрасте попал в рекрутский батальон для юных призывников и детей солдат.

В 18 лет Залман перешел в христианскую веру, принял крещение и получил имя Дмитрий. После службы работал вахтером на интендантском складе в Тамбове. В 29-летнем возрасте ему удалось постричься в монахи в Полтаве — он уволился из армии и поступил на службу в монастырь. Там он получил имя Зосима.

В 1872 году Рашин поступил служить экономом архиерейского дома в Иркутске. Но уже в следующем году иркутский епископ умер, а Зосима стал благочинным монастырей Енисейской епархии в Красноярске. И эконом, и благочинный — это очень высокие должности в православной иерархии.

В 1871 году в Красноярске был создан Комитет Православного Миссионерского общества. Главной его задачей было содействие миссии по обращению нехристиан в христианскую веру. Среди членов комитета был и Зосима, и красноярский голова Прейн, и губернатор Аполлон Лохвицкий.

Архимандрит Зосима в годы служения в Красноярске

Зосима нашел спонсоров, на деньги которых был построен Успенский мужской монастырь. Монашеское общежитие строилось с 1879 по 1883 год.

— В короткое время уже многие из завербованных и поступивших в обитель по распродаже всего своего имущества и по отдаче денег в монастырь, теперь по разным причинам вышедшие из него, остались совершенно без средств к существованию, — цитировали в подкасте «Закат империи» письмо губернатора Енисейской губернии Лохвицкого.

В официальных исторических источниках про Зосиму отзываются совсем по-другому. Его вспоминают как грамотного священника и инженера, который сам строил здания монастыря и который много сделал для развития православия в Енисейской губернии.

— Высокую оценку профессионализму, грамотным инженерным решениям Зосимы дали Енисейские губернские архитекторы А. А. Лоссовский и С. В. Нюхалов и архитектор Главного управления Восточной Сибири П. Г. Севастьянов. С 1880 года Зосима приложил много усилий к тому, чтобы Успенскому монастырю был выделен участок «четырьмя тыс(ячами) десятин земли по Мане, в местах самых рыболовных и изобилующих лесами». В течение десяти лет здесь вырос иноческий скит в честь чудотворной иконы Богоматери Абалакской, паломники к которой стекались круглый год со всей Сибири, — говорится в паблике краевого Центра по сохранению культурного наследия.

Успенский мужской монастырь — не единственное начинание Зосимы. Он же основал в 1881 году женскую Знаменскую общину в 48 верстах от Красноярска. Изначально община состояла из 18 послушниц, а ее благочинным стал Зосима. Монастырь находился на землях Знаменского стекольного завода, сейчас его остатки расположены за поселком Памяти 13 борцов.

Знаменский стекольный завод, вынос иконы Знамения пресвятой Богородицы в 1914 году

Про новые монастыри в городе начали ходить разные слухи. Жители говорили о том, что послушницы якобы ночуют в мужской обители и часто туда ходят, хотя это запрещено монастырским уставом. Одна из жандармских проверок обнаружила наличие женщин в монастыре. Дело дошло до Синода, и в 1886 году Зосиму и архиепископа Антония перевели из Сибири в Пензу.

В Пензе Зосима стал настоятелем мужского монастыря и духовником женского. Там он произвел прекрасное впечатление на местные власти и получил чин архимандрита. Но работал он там недолго: по подозрению в прегрешениях и «знакомствах с женским полом» его сослали в Соловецкий монастырь. Там Зосима приобрел славу скандалиста: он часто писал доносы на игумена и жаловался на коррупцию. Из Соловков его сослали сначала в Великий Устюг, а затем — в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь с очень строгими правилами содержания.

В обоих монастырях Зосима продолжил жаловаться на начальство. И в середине 1890-х годов архимандрита отправили в марийское село Сарсы-Вторые, находившееся в Пермской епархии. Там он должен был заниматься подвижничеством, то есть обращать в православие марийцев. Ему удалось найти последователей и спонсоров, и в 1896 году Зосима основал Сарсинский Боголюбский женский монастырь.

Изначально в обители было несколько десятков девушек. Слава монастыря росла, и к 1900 году послушниц было уже 90. Современники Зосимы вспоминают, что многие женщины почитали его как «святого» и во всем слушались проповедника. Сам священник всегда очень хорошо и дорого одевался. При женской обители была игуменья, но самым главным считался именно основатель.

В 1902 году против Зосимы возбудили уголовное дело. Его обвинили в двух случаях изнасилования и растления малолетних девочек. Слухи о том, что духовник якобы совращал девушек, ходили давно.

Летний дом архиерея в комплексе Успенского мужского монастыря также строил иеромонах Зосима

В 1905 году суд признал Рашина виновным. Сначала его приговорили к 11 годам каторги. Но Зосиме было уже за 60, и наказание заменили на 16,5 года тюрьмы.

Зосима содержался в разных тюрьмах и в одноместных камерах. Многие поклонники считали его невинно пострадавшим и были уверены, что его оклеветали. По воспоминаниям публициста Александра Жиркевича, Зосима производил приятное впечатление на людей и в тюрьме. Писатель также считал архимандрита невиновным. Более того, в разговорах с публицистом Зосима намекал на свое происхождение: якобы священнослужитель был незаконнорожденным сыном императора Александра II. Никаких официально задокументированных подтверждений этому нет.

— По признанию старца, появление его в мире временном прикрыто «глубокой таинственностью» и ведомо было одному Богу. Он говорил: «Кто были мои родители, где и в какой церкви я крещен, где проживали родившие меня, чем занимались они?» — вследствие особых, исключительных и чрезвычайных обстоятельств в жизни моей — от дня рождения, младенчества, отрочества, юношества, зрелого возраста и доселе, могу дать ответ непосредственно только, и только лично, помазаннику Божиему, ныне благополучно царствующему государю императору [Николаю II]», — говорится на сайте Боголюбского женского монастыря в статье, написанной по дневникам Жиркевича.

В тюрьмах священник писал прошения на имя императора Николая II. В 1912 году Зосиме заменили заключения на пятилетнюю ссылку в монастырь. Но по прибытии в монастырь Ковенской губернии (нынешняя территория Литвы) он скончался.

Тело Зосимы перевезли в Сарсы-Вторые и похоронили у ограды Боголюбского монастыря. В 2012 году в честь 100-летия со дня смерти его останки перенесли в домовой храм в том же селе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства