Стали известны неожиданные подробности о планах города по застройке территории на Шахтеров. Оказывается, там может не появиться никаких школы и садика, если будущий инвестор решит построить не жилье, а, например, деловые помещения. В этом признался глава департамента градостроительства мэрии Дмитрий Веретельников во время выступления в горсовете 4 мая.
Напомним, мэрия выставила на торги 18 гектаров земли, где сейчас находятся рынки «Южный» и «Луч», а также магазин мебели, ресторан, автомойка и фирма, изготавливающая полимерные изделия, в том числе и для оборонных предприятий. Победитель аукциона сможет снести всё это и построить что-то свое. Ситуация вызвала возмущение нынешних собственников земли, так как они потеряют свои бизнесы, а взамен получат лишь компенсации, которые их не устроят.
В конце прошлого года мэрия опубликовала проект решения о КРТ (комплексном развитии территории) на Шахтеров, где предусматривала строительство жилья, а также место под школу на 1100 мест и под детский сад на 240 мест. Однако в январе этого года мэрия утвердила решение о КРТ, в котором уже не было никакой конкретики по образовательным объектам. Наконец, весной территорию выставили на торги с условием, что будущие жители должны быть обеспечены социальной инфраструктурой по минимальным нормативам.
А теперь на градостроительной комиссии в горсовете Красноярска прозвучало более точное описание ситуации с соцобъектами. Депутаты задали Дмитрию Веретельникову ряд уточняющих вопросов. Например, почему в аукционной документации нельзя было четко прописать обязанность инвестора оставить место под школу и сад определенного размера? Веретельников объяснил, что это невозможно, так как победитель торгов не обязан строить именно жилье. Инвестор, если захочет, сможет построить нежилую недвижимость, тогда и соцобъекты не понадобятся, ведь на выигранной им территории не будет жителей, а прилегающие жилые кварталы инвестора не касаются.
Депутаты дали понять, что механизм КРТ в основном ценен тем, что он позволяет городу получить свободное место под школы и сады. А без этого смысл КРТ теряется, так как по итогу город вытеснит с территории одних бизнесменов, чтобы на их месте появились другие бизнесмены.
Также депутаты заслушали чиновника управления образования Андрея Сигиду, который подтвердил, что школ в этом районе не хватает. К востоку от Шахтеров на Взлетке ближайшие три школы серьезно переполнены: в них по проекту должно учиться порядка трех тысяч детей, а по факту учатся девять тысяч. К западу от Шахтеров в Покровке есть две школы, которые тоже переполнены в полтора-два раза. Неподалеку от обсуждаемых земель есть свободные площадки под строительство еще двух школ на 1100 человек каждая, но этого не хватит, чтобы покрыть всю потребность.
По предложению депутата Романа Крастелева комиссия горсовета рекомендовала мэрии отменить торги по КРТ на Шахтеров. Времени на это осталось совсем немного — аукцион завершится 10 мая. Далее по предложению депутата Вячеслава Дюкова комиссия рекомендовала мэрии использовать механизм КРТ только с обязательным включением в территорию школ и детсадов, причем, исходя не из нужд зоны КРТ, а из нужд всех прилегающих территорий. Примет ли мэрия эти рекомендации или оставит всё как есть — узнаем в ближайшее время.
Без ответа остался вопрос, которым задаются бизнесмены, работающие в районе улицы Шахтеров прямо сейчас — зачем вообще было объявлять их участки зоной КРТ? Ради чего разрушать их бизнесы? Судя по словам Веретельникова, формальной причиной стали несколько самовольных построек на территории.
По этому поводу на заседании комиссии довольно жестко высказался председатель Красноярского отделения общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Виктор Анатольевич Захаров. Он осудил желание мэрии выгнать нынешних бизнесменов с территории из-за «пары незаконных павильонов». По его мнению, бизнес не будет развиваться, когда предприниматели могут в любой момент потерять свои участки.
— Мы на всех уровнях говорим о развитии малого и среднего бизнеса, а какое тут может быть развитие? Я понимаю, когда стоят пустыри, не используются. Их надо изымать, конечно, приводить в божеский вид. А механизм КРТ, который появился в законе недавно, я рассматриваю как один из способов перераспределения собственности. Я считаю: если кто-то хочет построить там что-то свое, то пускай идет и договаривается с нынешними собственниками. И выкупает землю у них. А то у нас есть один персонаж, который построил рынок, который не заполняется, ну, это его риски, — сказал Виктор Анатольевич.
В последнем предложении Захаров, возможно, намекнул на ситуацию с «Агротерминалом» предпринимателя Саркиса Мурадяна. Построенный в 2019 году огромный оптово-розничный продуктовый рынок действительно стоит полупустой. Он находится значительно дальше от центра города, чем рынок «Южный», и торговцы продуктами туда не идут, павильоны не арендуют. Хозяева «Южного» рассказывали, что Мурадян в прошлом предлагал им «уступить» ему своих арендаторов. То есть по сути — выгнать торговцев, чтобы они были вынуждены перейти в «Агротерминал». Собственники «Южного» отказались и получили угрозу: скоро их территорию отберут через торги. Похоже, сейчас происходит именно это.
За компанию с «Южным» пострадали и те бизнесы, которые стоят вокруг рынка: двухэтажный магазин мебели и быттехники, ресторан, фирма полимерных изделий. Всё это законно построенные капитальные здания, стоящие на отдельных земельных участках. Собственники пробовали обращаться в прокуратуру и УФАС, но смогли лишь немного отсрочить аукцион.