Недвижимость Место для жизни Другой «Удачный»: гуляем по элитному району, где шикарные коттеджи соседствуют с развалившимися бараками

Другой «Удачный»: гуляем по элитному району, где шикарные коттеджи соседствуют с развалившимися бараками

Жилье тут продают от 790 тысяч до 150 миллионов рублей

Контраст между домами «Удачного» особенно заметен до сноса всех аварийных бараков 

У жителей Красноярска принято считать, что «Удачный» — один из самых элитных районов города с безумно дорогой землей и шикарными коттеджами и высотками. Способствует этому и соседство с резиденцией губернатора и президента — поселком «Сосны», где когда-то были крайкомовские дачи. Но есть на этом островке благополучия и забытые Богом бараки, дети жителей которых ходят в одну школу с соседями. Там мы и решили прогуляться.

Вид на Свято-Успенский монастырь, историческое фото 

История первой застройки этого места на берегу Енисея уходит в конец XVIII века. Тогда здесь появилось деревянное здание Свято-Успенского монастыря. В 1893 году после обращения епископа Антония городской глава Кузнецов отдал землю под строительство. Было собрано 21 320 рублей, на которые построили дорогу, главный деревянный дом с церковью, кельями и флигель. Тут разводили скот, сажали огороды, а в начале XX века устроили иконописное училище, швейную и сапожную мастерские, пекарню.

В последние десятилетия территория монастыря значительно преобразилась и стала местом прогулок красноярцев
Во дворе монастыря много клумб с цветами, лавочки, высокие деревья 

С приходом большевиков монастырские земли конфисковали, хозяйство пришло в упадок. Во время войны тут создали приют для детей отправившихся на войну солдат. А после в стенах монастыря сменилась череда организаций — была тут и школа-коммуна, сыпнотифозный госпиталь, с 1946 года — дом отдыха «Красноярский». В 1992 году казаки попросили отдать им землю в 12 га под военно-спортивный лагерь. В итоге спустя 6 лет под присмотром экс-губернатора Лебедя территория отошла епархии. И если вы бывали тут, то видели, как расцвели монастырь и набережная у Енисея.

Вид на микрорайон «Сосны» с противоположной стороны 
Один из домов в поселке «Сосны»

После тут гостили Михаил Горбачёв, Борис Ельцин. Последний купался в проруби в 1997 году вместе с премьер-министром Японии Рютаро Хасимото. А на Универсиаду снова заглянул Владимир Путин, вспоминают местные жители, которых тогда не особо выпускали выйти даже в магазин. Через улицу Лесную проходит трасса от «Сосен».

Сегодня «Удачный»представляет собой вытянутую застройку вдоль берега Енисея. От Академгородка начинаются земли бывшего совхоза, который застроили элитными коттеджами, дальше — небольшой кусочек земли с бараками и каменными двухэтажками, квартиры в которых давали работникам «Водоканала» и других организаций. Дальше по берегу тянется территория бывшего профилактория «Енисей» с сосновым бором, резиденция «Сосны». А завершает всё элитный микрорайон «Удачный» с таунхаусами и «свечками», который застраивает московская компания «Инком».

Часть бараков признана аварийной, но расселение ждет не всех в ближайшие годы 
В этом доме даже по лестнице страшно подниматься — она может не выдержать 

А так выглядят бараки на Лесной: покосившиеся стены, кривые лестницы, протекающая крыша и все условия на улице.

— Да что его снимать, сто раз уже снимали, — говорят нам местные жители на лавке. Один из мужчин приглашает нас в свою квартиру на втором этаже, где вода от дождя собирается в тазиках.

Потолок на втором этаже исправно протекает — дождевую воду жители собирают в тазики 
Масштаб трагедии можно определить по таким фото 

— Просто дома тазики стоят: набирается, я выливаю в окошко. Как раз с водой после дождя стоят (он прошел пару часов назад). Только вы не пугайтесь, я ремонт не делал после пожара и не хочу. Начал, потом плюнул и рукой махнул. У нас по всему дома такая история. Вот, смотрите на потолок, — указывает он рукой.

Владелец этой «однушки» признается, что живет тут с 1979 года, квартира в двухэтажном 17-квартирном бараке досталась ему в наследство от бабушки.

— Я сам москвич, маленьким мама сюда привезла. Дом муниципальный — соцнайм, они говорят нам всё делать за свой счет. Плачу за троих прописанных 1100 рублей. Разговоры о сносе идут с позапрошлого года, — продолжает мужчина.

В старых домах сегодня живут дети и внуки первых собственников, которым квартиры давали от предприятий 

Интересуемся, как давно дома построены. Тут наш собеседник просит помощи у собравшихся на улице соседей.

— Наталья, сколько нашим домам лет?

— Точно около 80 лет, — откликается женщина, и мы спускаемся уже к ним. — Это переносные дома, их сюда привезли и собрали как времянки для сотрудников дома отдыха, санатория «Енисей». Сейчас остались дети тех, кто был прописан. Часть домов — для работников «Водоканала». Вы в соседние каменные сходите. Там вообще плесень. На первом этаже вообще женщина задыхается. Вообще всё отваливается, комиссию недавно вызывала. У неё муж — инвалид первой группы, сама старенькая. Подъезд постоянно топит фекалиями.

В каменных двухэтажках коммунальные условия чуть получше: есть санузел, вода, канализация, только септик приходится откачивать специальной машиной. Периодически всё добро убегает в подъезд. Стоит ли говорить о запахах, что тогда тут царят? В бараках нет ни санузлов, ни воды, ни канализации, общественная баня давно закрыта.

Все удобства частного сектора на улице — туалет, канализация. Вода — в колонках там же

— У нас хороший микрорайон, тут хорошо, воздух чистый, но мыться негде. Приходится дома в тазиках. Сколько времени так? Да лет 30 уже. Раньше баня была, отобрали всё, сейчас у них там сауна — богатые ездят. Садик был. В лес не сходить — 300 рублей вход, это частная собственность санатория. К Енисею не пройти, только на монастыре спуститься можно. Судились — и всё равно сказали, что никак. Сейчас в санатории вахтовики из-за коронавируса находились. Зимой к помойке вообще не подойти — она замерзает. Всё, куда выливаем ведра, превращается в гору с ваш рост. Один автобус ходит — двенадцатый. Первый идет на 6:40, и если тебе к восьми, то ты не успеешь. Магазин один, куда-то надо ехать на ГорДК. Может, Путину написать?

По словам жителей бараков, разговоры о сносе идут уже несколько лет, часть собственников уже получили документы. По их словам, виды на землю имеет компания «Инком», которая строила неподалеку таунхаусы.

— Ещё не знаем, кто нас купить хочет: бараки снесутся, а потом коттеджи стоять будут. Я слышала, что тут распределено, карта есть, гимназию построят на месте огородов. Собственникам сказали, что выдадут по 750 тысяч, стоят же квартиры эти копейки. За них даже студию не купишь. Нас переселят в Черемушки или в Солнечный, — предполагают жители.

А это та самая школа, куда ходят все дети по прописке вне зависимости от того, в каких домах живут. Тут все равны 

Претензий к соседям из престижных коттеджей у местных жителей нет, но им станет легче после расселения, считают собеседники:

— Пересекаемся, в школе на собраниях. Но они тут ни при чем, нас же не они выселяют. Если честно, мы уедем — им хорошо будет. Они же привыкли хорошо жить, по 5 тысяч на ремонт класса собирают с человека. 32 человека — это как нужно озолотить класс? 200 человек в школе всего, — делятся жители.

Импровизированный гараж на территории частного сектора 
Один из плюсов домиков в частном секторе — небольшие огородики, которые приспособили под выращивание помидоров и огурцов 

Как пояснили редакции NGS24.RU в департаменте градостроительства, в программу переселения на 2019–2025 годы попали три дома — №№ 125,127 и 129 на Лесной. Они включены в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае», куда попали дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года. Ещё два дома, № 131 и № 133, — тоже аварийные и планируются к сносу на 2032 год.

— Остальные дома не признаны аварийными. Мы направляли требования только по улице Лесная, 108, 123, 125, 127, 129. У них расселение на 2024–2025 годы. Собственникам положена выплата согласно независимой оценке, для тех, кто в соцнайме — предоставление благоустроенного жилья в Красноярске, — пояснили в департаменте.

В этом году жильцы решили сделать ремонт и побелить покрывшиеся плесенью стены 

А это уже хозяйка той самой квартиры, куда нас отправили знающие соседи. Пожилая женщина показывает промерзающие углы с плесенью. Окна в доме не закрывают даже ночью, чтобы не задохнуться от запаха, хотя мы лично ничего не почувствовали. Дом, говорит хозяйка, в этом году топился полноценно, обычно тут бывает очень холодно.

Территория бывшего совхоза, где росли яблони, малина и другие ягоды, активно застраивается с начала 90-х

В этих местах сосредоточены самые дорогие резиденции города. Как отмечал ранее руководитель КГСН Евгений Ронжанин, люди начинают присматривать дома в «приличных» районах — «Удачном», «Мраморном карьере», «Чистом», «Серебряном бору» — при наличии 10 миллионов рублей. Но порой этих сумм хватает только на земельный участок. Разброс цен, по его наблюдениям, — от 15 миллионов до 150 миллионов рублей. Усадьба за последнюю сумму кочует по объявлениям несколько лет — хозяева перебрались в Москву.

Презентующие коттеджи риелторы апеллируют к тщеславию покупателей. «Присоединяйтесь к кругу олигархов! — призывают сайты агентств. — Уникальная способность данного места притягивать к себе большие деньги… Просто поинтересуйтесь, кто живет в «Соснах». Это самые успешные люди Красноярска, включая губернатора. И дела у них идут только в гору».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства