Фото этого павильона, подперевшего турник, облетело соцсети и СМИ в июле с подачи спикера горсовета Александра Глискова. «Ужасы города инноваций. Программа "турник в каждый двор" усилиями администрации города превращается в программу "павильон в каждый двор". В кадр еще туалет не попал», — гласила подпись к снимку.
Вынужденное переселение ожидает около 500 строений. Первыми на штрафстоянку уехали ларьки с главных магистралей Советского района — ул. 9 Мая и 78-й Добровольческой Бригады. Однако нашлись хитрые бизнесмены, которые передвинулись на пару метров вправо-влево: там начинается юрисдикция управляющих компаний. Теперь вести судебные тяжбы с ними будут жители высоток. Корреспонденты НГС.ЖИЛКОМ и N1.RU проехались по нескольким точкам и выслушали две стороны: жителей и ларечников.
С Глисковым согласна лишь часть жителей. Пенсионерка, выгуливающая ленивого пекинеса, поясняет: павильон появился раньше площадки и стоит законно на городской земле. Жители хотят участок под ним переоформить в придомовую территорию и увеличить зону для игр: «В 90-е и "нулевые" у нас детей не было. Это наши внуки посыпались как из рога изобилия. Больше площадка нужна».
Другая часть жителей уверена, что павильон с 15–20%-ной накруткой вблизи недешевых супермаркетов необходим. Стоит он тут 15 лет. Товаровед Лилия Владимировна и по совместительству член правления дома считает, что смуту поднимают соседи: «Идут жалобы от тех, кому мы не дали строиться. Люди с нашего дома, у кого много денег, выжили ларьки возле дома со стороны 9 Мая и захотели поставить свои». Территория тут огорожена металлическим забором, внутри — скелет здания. В итоге 72 % собственников дома проголосовали за его снос, дело сейчас в суде. В разговор вступает еще одна жительница: «У меня окна выходят на дорогу. Когда начинается жара, деревьев нет. 25 лет добиваюсь, чтобы посадили. Грохот до 4 часов утра, КамАЗы летают. Я сплю с берушами». Детскую площадку можно продлить на крыше подземных гаражей. Только вот председатель кооператива против, говорят они.
Этот павильон на газоне между домами ул. Микуцкого, 2 и ул. 40 лет Победы, 12 в «Солнечном» появился в одну из зимних ночей. Земля, согласно данным администрации Советского района, принадлежит последнему дому. Жители соседству не рады: на павильоне нет вывески с графиком работы, у продавцов собираются нетрезвые компании, антисанитария, а куда все они ходят справлять нужду — вопрос. Разгружающиеся машины преграждают и без того узкий проезд. Внутри нет света — самостоятельно наброшенные провода коммунальщики отключили. Интересующихся документами жителей владелец — приезжий из ближнего зарубежья — сначала кормил завтраками: «Скоро будут!». После показал копии договора с УК «Красжилсервис». Но председатель дома Ирина Михайловна уверяет, что разрешения жителей никто не спрашивал. В пресс-службе нынешнего «Жилфонда» пояснили, что оперативно поднять информацию сложно: «Красжилсервис» — банкрот, жители определяются с УК.
После начала действий мэрии против ларечников ситуация во дворах Красноярска усугубилась, знает председатель общественного движения «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков. В месяц к ним поступает 10–15 жалоб от жителей. «Муниципальная и придомовая территория пограничны. Как только предприниматель получает предписание о демонтаже, вечером привозит кран и перетаскивает павильон на 3 метра в сторону. Он фактически на том же месте, а мэрия уже не имеет права им заниматься. УК так же неповоротливы, как администрации районов. Но если на уровне власти удалось упростить процедуру за счет принятия ряда законодательных актов, то тут дальше Гражданского кодекса не пойдешь. Вялотекущая борьба», — резюмирует общественник.
Если земли под незаконным строением придомовые, освободить двор поможет суд по иску от УК. Если предприниматель предпочтет договориться, то ему нужно заручиться подписями 2/3 жителей и подписать договор аренды. Такого, чтобы подписи подделывали, Роман Казаков не припомнил: «А в чем выгода? Чтобы получить вчерную деньги от человека, который поставит павильон? Потом люди начнут гундеть, все равно придется принимать меры. Представители малого бизнеса могли бы, но недавно введена уголовная ответственность за подделку документов».
Едем дальше: войне жителей и собственника ларька на Урванцева, 10 почти 10 лет. По словам председателя ТСЖ «Веста» Любови Викторовны, павильон стоит без документов на придомовой территории. «Он (владелец ларька. — Ю.Г.) говорит: "Я здесь 10 лет стоял и стоять буду". Убрали один раз — он через 8 месяцев приехал и снова встал. Теперь снова судимся, — рассказывала она еще зимой 2015 года. — Если и заключать договор, простите, за 100 руб. с "квадрата" еще и убирать его ведра. У них даже руки не помыть. Выливают воду перед садиком».
Сегодня двери павильона на замке. На сайте ТСЖ «Веста» с лета висит объявление: суд признал правоту жителей и обязал демонтировать его. Правда, соседи переживают, что нерадивый торговец снова появится на том же месте.
Ул. 9 Мая, 73. Эта конструкция хоть и стоит не на тротуаре, но вызывает недоумение. Внутри не очередной магазинчик с разливным пивом — их тут 3 на расстоянии 5 м друг от друга, — а офис управляющей компании «Луч». Правда, уже давно не работающий, поясняет курящая на крыльце парикмахерша. Тут становится понятно, почему дворник так старательно выметает территорию рядом. Получала ли УК разрешение жителей на установку, можно только догадываться.
Мы попросили пресс-службу УК «Жилфонд», которая ранее обслуживала 80 % домов города, назвать самые горячие точки на карте Красноярска, где ведется борьба жителей и торговцев. Недавно предписания убрать павильон или получить согласие жителей были выданы владельцам ларьков на ул. Кецховели, 54, Копылова, 66, Толстого, 49 и сразу у трех домов на ул. Воронова — 24, 31, 33. Прибыв на место и обойдя дом № 24 по кругу, мы нашли несколько павильонов — какие из них законные или нет, определить сложно. Возможно, незаконное строение находилось на этой «плешинке» возле фасада дома. Газон опустел месяц назад, говорят жители.
Павильон с надписью «Мы открылись» у торца дома № 24 на Воронова, как видно невооруженным взглядом, стоит на тротуаре. Препятствие смущает не всех. «Не знаю, лет 5 назад появился. Я сейчас туда и иду. Для меня лично не проблема», — заявил прохожий.
Подсчет цифр показывает, что работать легально при обострившейся охоте на незаконные ларьки выгоднее. По данным Александра Глискова, законные павильоны отчислят за аренду 30 тыс. в год. Вступившие в силу с июля штрафы превышают эту сумму в 3 раза. Юрлицу выпишут в первый раз 100 тыс. руб., при «рецидиве» сумма увеличится вдвое.
Юлия Глушко
Фото Артема Ленца