Происшествия «Я общаюсь с ними по два часа»: эксперты рассказали, как выявляют схемы телефонных мошенников

«Я общаюсь с ними по два часа»: эксперты рассказали, как выявляют схемы телефонных мошенников

Красноярский край стал лидером в Сибири по числу подобных преступлений

Мошенники изменили свои методы и стали более агрессивны, опираются в беседе на законы

Красноярский край занял 11-е место среди регионов России по числу преступлений в области кибер-мошенничества, в Сибири регион и вовсе лидирует. С начала года мошенники под видом продавцов на онлайн-площадках и представителей банков выманили у жителей края больше миллиарда рублей. По словам заместителя начальника Главного следственного управления ГУ МВД России по краю Руслана Северина, с января зарегистрировано около 7,8 тысячи подобных преступлений.

Эксперты по информационной безопасности отмечают, что мошенники стали более изощренными и пытаются работать с возражениями во время своих обзвонов. По словам эксперта по информационной безопасности Ивана Земцова, сегодня мошенники — это люди 25–35 лет, пытающиеся заработать легкие деньги. Над ними стоят люди постарше, которые разработали скрипты — сценарии беседы с разными вариантами поведения граждан. Эти скрипты на данный момент адаптированы и стали смелее, перечисляет он.

Периодически, говорит собеседник, он беседует часами с мошенниками, когда те попадают на его номер. В это время эксперт пытается понять, какие методы используют лжебанкиры.

— По моей статистике личного общения эти люди ищут легких денег. Я одному из этих парней предлагал даже: «Научись делать сайт, будешь деньги легально зарабатывать». И он даже мне потом написал в контакте: «А где, как?»

По поводу того, где эти ребята берут информацию. Это добыча информации из отрытых источников данных. Я анализирую. Например, мое имя и отчество можно узнать по номеру телефона. Вбили в банковское приложение в попытке отправить 10 рублей, там высветилось имя, всё просто. Номера карт, как правило, они спрашивают сначала 4 цифры, якобы зная все остальное, потом спрашивают полный номер или если я ошибаюсь, отвечают «Неправильно». Просто в это время они пытаются вбить ее в платежную систему. Про баланс. Во-первых, первой из звонивших спрашивает эту информацию, второй, если на него переводят, на нее опирается, — перечисляет эксперт.

По словам Ивана Земцова, мошенники часто пытаются запугать своих жертв, прибегая к ссылкам на существующие или ложные законы, трактуя их по-своему. Например, просят выключить громкую связь, ссылаясь на закон о банковской тайне. При этом забывают, что в данном случае идет речь о защите прав именно абонента, которого пытаются обмануть.

По словам заместителя начальника ГСУ ГУ МВД России по краю Руслана Северина, всё больше полицейские убеждаются, что мошенники используют информацию, которую предоставляют им сотрудники банков. Потому что слишком много персональной информации всплывает: номера счетов, остатки по счету и прочее.

Все преступления в киберсфере он делит на несколько частей. Во-первых, замечает он, до недавнего времени казалось, что истории, когда звонивший говорит о попавшем в беду родственнике, ушла в прошлое. Но схема вновь стала популярной.

Среди лидеров обманных схем: размещение на популярных площадках объявлений о продаже несуществующих товаров. Недавно в крае задержали даже семейный подряд — мама с дочерью продавали так несуществующие шубы, брали предоплату и обманули так 22 человека. Также популярна рассылка сообщений со ссылками и вредоносными программами, отправка за получением кредита в банк, угрозы и приглашения посотрудничать от представителей официальных ведомств — полиции, ФСБ, следователей СК, банков и других.

Мошенники используют при звонке программы подмены номера, знают должности и имена сотрудников официальных ведомств — они есть в открытых источниках на сайтах. Поэтому если просто проверить информацию в Сети, она может казаться правдивой. На самом деле в этом случае лучше самостоятельно позвонить в тот орган, откуда вам поступил звонок.

Полицейские просят красноярцев быть бдительными и помнить три главных принципа. Первый: никогда никому не верьте на слово, бросайте трубку и перезванивайте в банк. Второй: всё подлежит проверке. Третий: сотрудники полиции, прокуратуры и других ведомств никогда не будут звонить гражданам с просьбой помочь в спецоперациях — такие методы они не используют.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства