В Объединенной дирекции заповедников Таймыра исследуют популяцию северных оленей. Специалисты прочесали 150 тысяч квадратов земель и не встретили там ни одного из этого вида животных.
— Нами были обследованы летне-осенние пастбища диких северных оленей в междуречье Агапы, Пясины, Пуры. На обследованной территории площадью 150 тысяч кв. км олени отсутствовали! Отсутствовали следы и тропы животных на этих весьма продуктивных пастбищах, — рассказывает один из сотрудников Леонид Колпащиков.
Поголовье оленей, отмечают ученые, с годами постепенно уменьшается. С 1986 по 1993 годы на Западном Таймыре число их сократилось с 150–200 тысяч до 40–60 тысяч. Сейчас цифры еще меньше. Раньше отсутствие на той или иной территории объясняли сменой пастбищ. Но сегодня в заповеднике объясняют это широкомасштабным браконьерством и охотой волков.
— Несомненно присутствует избирательность промысла — изымаются наиболее крупные особи, в первую очередь самцы, да и самки. Кроме этого, нелегальная заготовка пантов диких оленей на Таймыре имеет промышленные масштабы. В результате бесконтрольного промысла некогда крупные группировки оленей на Западном Таймыре (енисейская и пуропясинская) были выбиты. Существует еще большая избирательность при добыче оленей на суше. В осенний период добываются главным образом взрослые самцы, весной — самки на последней стадии беременности, — объясняют ученые.
Сегодня добыча оленей ведется на всей территории его обитания, и спокойных мест для животных не осталось. В прошлый раз, в 30–40-е годы Великой Отечественной войны, оленей также бесконтрольно забивали. И на восстановление популяции ушло 30 лет.
Туши оленей с отрубленными рогами, языками бросают гнить в реки. Шокирующие видео в нашу редакцию присылал читатель.
— Браконьеры массово вырезают оленей ради пантов, отстреливают прямо в воде, туши тут же бросают, — описывал он ситуацию.
В ГУ МВД по краю отмечают, что «проблема с браконьерами на Севере очень серьезная».