Город «На тысячу сообщений может прийтись один теракт»: красноярские силовики и школы реагируют на фейковые угрозы. Почему?

«На тысячу сообщений может прийтись один теракт»: красноярские силовики и школы реагируют на фейковые угрозы. Почему?

Горожане напугались, но есть ли основания для тревог?

Сообщения так напугали красноярцев, что некоторые из них обратились за помощью к психологам

Красноярцев не на шутку испугал телеграм-канал, в котором угрожали устроить теракты в школах. Жители города активно пересылали сообщения из него друг другу и предупреждали о возможной опасности. Несмотря на то, что сообщения признали фейковыми, некоторые родители предпочли временно оставить своих детей дома, а в школах усилили пропускной режим. Корреспондент NGS24.RU Полина Бородкина поговорила с бывшими и действующими представителями силовых структур, чтобы узнать, есть ли за этими угрозами реальная опасность. Также мы узнали у психологов, как перестать тревожиться, если это возможно.

«В Красноярске планируется теракт»

23 и 24 января в редакцию NGS24.RU поступило сразу несколько сообщений подряд от обеспокоенных горожан. Они рассказали, что неизвестные готовят теракты в нескольких школах города, и в качестве доказательств своих слов приложили скриншоты из телеграм-канала (мы не будем обнародовать его название) — там писали о планируемых массовых убийствах детей, рассказывали о процессе изготовления оружия и публиковали фото. Красноярцы просили распространить эту информацию и призывали полицию разобраться с этим, чтобы избежать трагедии.

Посты и фото с угрозами разлетались в комментариях в соцсетях, в мессенджерах, в частности в родительских чатах Красноярска и других городов.

«Не знаю, насколько это правда, но сейчас начинает распространяться такая информация. В Красноярске планируется теракт! Распространите максимально!», «Сейчас выяснилось, что запугивают детей, делают рассылки, создают каналы, распространяют информацию, дети боятся идти в школы. Хочется, чтобы осветили это, и как-то полиция это тоже во внимание взяла», «В Красноярске планируется теракт, распространите максимально, пожалуйста», — эти и многие другие подобные комментарии мы получали вчера на протяжении всего дня.

Такие скриншоты отправили в редакцию NGS24.RU, мы передали их в полицию

«Пишут, что это фейк, но за детей страшно»

Читательница NGS24.RU по имени Вера (имя изменено по просьбе читательницы) воспитывает 14-летнюю дочь, которая учится в восьмом классе. Красноярка отказалась назвать номер школы, в которой учится ее ребенок ради его же безопасности. Сейчас девочка временно не посещает занятия.

— После событий, когда в конце 2023 года девочка у отца взяла ружье и стреляла в одноклассников, а потом покончила с собой, становится страшно за своего ребенка. Пишут, что это фейк, но за детей страшно. Понятно, что людей стараются успокоить, чтоб не было паники, но слабо верится, — рассказала Вера. — Дочь, конечно, боится. Сама написала, что хочет остаться дома. Я оставила — лучше перестраховаться.

По словам женщины, классный руководитель ее дочери написала в родительском чате, что администрация и силовые структуры держат ситуацию на контроле. В школе, продолжает она, усилили пункт охраны и вход через металлическую рамку.

Еще одна мама рассказала NGS24.RU, что завтра, 25 января, в школе, в которой учится ее ребенок, сотрудники образовательного учреждения и ЧОП будут изучать содержимое рюкзаков учащихся с 7 по 9 классы, также этих детей досмотрят при помощи ручного металлоискателя и рамки. Что касается учеников с 1 по 6 классы, то у них проверят только личные вещи. Директор школы отказалась прокомментировать принятые меры в разговоре с корреспондентом NGS24.RU и попросила обратиться в управление образования.

В управлении образования администрации Красноярска отказались рассказать о мерах, которые предпринимают для безопасности детей как до, так и после рассылки. Там попросили руководствоваться информация антитеррористической комиссии. Мы отправили официальный запрос на имя руководителя управления Марины Аксеновой с просьбой все-таки пояснить, что делают для того, чтобы дети чувствовали себя в безопасности.

Фейк или не фейк?

В антитеррористической комиссии предупредили, что сообщения о готовящихся терактах в школах — фейк, и сейчас устанавливают «источник ложной информации». Жителей края просят не паниковать и не доверять непроверенным источникам информации. Там же добавили, что сейчас сотрудники правоохранительных органов делают все для того, чтобы обеспечить безопасность горожан. Сам канал удален.

В ГУ МВД России по Красноярскому краю отказались комментировать ситуацию с массовой рассылкой угроз. На следующий день, 24 января, после произошедшего официальный представитель МВД Ирина Волк заявила, что спецслужбы Украины вовлекают россиян в разведку через телеграм-каналы.

— Администрируемые украинскими спецслужбами каналы, маскирующиеся под OSINT-проекты, становятся ловушкой. В их основе лежит концепция сбора данных из открытых источников для расследований, — отметила Волк в своем телеграм-канале.

Она добавила, что спецслужбы Украины используют методики «геймификации», то есть игровые задания, фактически вербуя россиян в разведывательную деятельность. Они ставят перед гражданами России задачи по сбору информации о российском оборонном потенциале.

Волк напомнила, что передача и сбор сведений, касающихся безопасности России, по заданию иностранной разведки расцениваются как шпионаж по ст. 276 Уголовного кодекса. Максимальное наказание по ней — до 20 лет лишения свободы.

14 раз за девять лет

Подростки и студенты устраивали массовую стрельбу в школах и вузах 14 раз за 9 лет. История с казанским стрелком может быть ярким примером того, по какому алгоритму создают платформу для мнимых или реальных угроз. 11 мая 2021 года, за 20 минут до кровавой бойни в гимназии № 175, Ильназ Галявиев создал телеграм-канал с названием «Бог». Туда он опубликовал пост с таким текстом: «Сегодня убью огромное количество бмомусора и сам застрелюсь» (орфография сохранена. — Прим. ред.). Потом Галявиев залил свою квартиру селитрой, поджег ее и отправился в школу убивать. Взрыва дома удалось избежать каким-то чудом — огонь потух сам, не добравшись до газопровода.

Галявиев сидит в «Черном дельфине»

От дома до гимназии Галявиев шел около четырех минут с дробовиком на плече. Огонь парень открыл на подходе к лицею: у входа стояла 19-летняя девушка, ей удалось сбежать. Он ворвался в школу с охотничьим ружьем и расстреливал всех, кого видел. Ад в казанской гимназии длился 10 минут: с 09:24 до 09:34. В тот день в стенах школы погибли девять человек: семь детей и два учителя. Еще 139 человек получили тяжелые ранения. Всего пострадавшими по этому делу признали 650 человек. Напасть на собственную школу Галявиев планировал несколько месяцев. Свою кровавую идею он вынашивал примерно с 1 января по 6 мая 2020 года. За это время он успел купить ружье, самостоятельно собрать бомбу и изготовить взрывчатое вещество.

Стрелок сдался сам, когда на место приехали полиция и ОМОН. Галявиеву дали пожизненное. Он отбывает наказание в соль-илецкой ИК-6, более известной как «Черный дельфин». Хронику тех событий подробно описали в отдельном материале корреспонденты 116.RU.

Последняя массовая стрельба произошла в конце 2023 года, ее связали с буллингом — устроившая стрельбу девочка была жертвой насмешек одноклассников. Утром 7 декабря в гимназии № 5 в Брянске она открыла стрельбу по одноклассникам во время урока биологии. Погибли два человека, включая саму стрелявшую, которая покончила с собой. Пострадали еще пятеро детей. Двоих из них в тяжелом состоянии доставили в московскую детскую клиническую больницу на вертолете.

Подросток могла взять в руки оружие после того, как столкнулась с травлей в школе

После трагедии в СИЗО отправили троих взрослых: школьную охранницу Галину Черткову и ее начальника Сергея Поддубного — по статье об оказании услуг, повлекших смерть, а также отца девочки Дмитрия Афанаскина по делу о неправильном хранении оружия и доведении до самоубийства (позже меру пресечения смягчили на запрет определенных действий).

Есть и случаи, когда стрелки, к счастью, не доводили свое дело до конца. Один из них произошел в Красноярске. Летом 2023 года в Красноярске завершили один из самых громких процессов последнего года — суд над 20-летней Полиной Дворкиной, которая из ненависти к мужскому полу собиралась устроить шутинг в детском саду. Расстрелять из помпового ружья, которое она получила на законных основаниях, Дворкина собиралась исключительно мальчиков из средней группы садика. Им на тот момент было 3–4 года.

Судья приговорила Дворкину к 17 годам в колонии общего режима. Вердикт вынесен по совокупности нескольких преступлений. Одно из них Полине все же удалось реализовать — она застрелила собственного отца. Как рассказал прокурор отдела государственных обвинителей краевой прокуратуры Николай Аулов, во время заключения девушка будет параллельно проходить амбулаторное лечение у психиатра.

На вынесение приговора Полине Дворкиной не пришла ни старшая сестра, ни мать, известная в Красноярске журналистка Наталья Кечина. На местах для слушателей сидела только одна из родительниц, чей ребенок тогда был в детском саду, — женщина считает, что наказания заслуживает и мать осужденной.

Есть ли связь?

По мнению майора ФСБ в отставке Александра Михайлова, подобного рода сообщения, с которыми пришлось столкнуться не только красноярцам, но и другим жителям городов, распространяют для деморализации населения, не более. Но, продолжает он, их нельзя оставлять без внимания.

— Массовость таких рассылок показывает стремление загрузить правоохранительную систему ложными вызовами. Не реагировать на них она не может, потому что на одну тысячу сообщений может прийтись один теракт, — отметил Михайлов.

Александр Михайлов не связывает такие сообщения с теми нападениями на школы, которые уже произошли в России. Но отметил: если это и имеет место, то очень редко. И связано это может быть с психологическими отклонениями.

— Это могут делать люди с психопатическими наклонностями. Вряд ли преступник, который пытается совершить преступление, будет информировать об этом. Потому что не хочет попасть в засаду, его могут заранее вычислить и задержать, — пояснил майор в отставке. — Поэтому от этих психопатических настроений никто не застрахован. В голову каждого не влезешь. И очень часто бывало, что при расследовании приходили к выводу, что этот человек, который совершил преступление, был такой весь из себя белый и пушистый, никаких подозрительных элементов в его поведении не было. Мы с вами живем в очень напряженном мире, где психиатрические заболевания и отклонения стали достаточно распространены. У него все в порядке, но в силу своих психологических установок, он способен совершить страшное.

Новая форма сваттинга

Есть предположение, что телеграм-канал могли создать для дальнейшей перепродажи, — такой формат заработка сейчас широко распространен в сети. Однако еще один источник NGS24.RU в силовых структурах пояснил, что в данной ситуации это исключено.

— Эти телеграм-каналы не могут перепродать, потому что они не успевают набрать нужное количество подписчиков. Зачастую именно для перепродажи того или иного телеграм-канала подписчиков просто накручивают, — пояснил источник.

Наш спикер предположил, что такие телеграм-каналы могут быть новой формой сваттинга. Если раньше, продолжает он, угрозы присылали на электронные почты, то сейчас это делают через мессенджер.

Сватинг или сваттинг (от английской аббревиатуры SWAT) — тактика домогательства, которая заключается во введении полиции в заблуждение (например, путем мистификации, направленной против диспетчера соответствующей спасательной службы) так, чтобы по адресу другого лица выехала штурмовая полицейская группа. Это делается с помощью фальшивых сообщений о серьёзных правонарушениях, такие как закладки бомбы, убийство, захват заложников или другие подобные инциденты.

Мне тревожно от таких сообщений — что делать?

Красноярский детский психолог Мария Терешкова рассказала NGS24.RU, что за все те дни, что шла рассылка сообщений с угрозами, к ней за помощью обратились шестеро детей и 12 родителей. Причины у всех разные: кто-то не хотел идти в школу, кто-то страдал паническими атаками.

По нашей просьбе Мария составила несколько простых советов, как поддержать ребенка в такой ситуации.

  1. Не делайте вид, что ничего не происходит, не создавайте иллюзий, что сообщений не было или это выдумка. Иначе у ребенка будет противоречие, ведь в школе явно об этом говорят одноклассники, возможно и взрослые, поэтому не надо «прятать» правду от ребенка.

  2. Признайте страх ребенка, он тоже реально существует и о нем надо поговорить. Помогут такие фразы: «Я вижу, что тебе страшно», «Я знаю, ты беспокоишься, это вполне нормально в этой ситуации», «Страх не пройдет сразу, давай будем его переживать и учиться делать его меньше».

  3. В тревожных ситуациях детям нужны алгоритмы, повторите элементарные правила безопасности, продумайте вместе и проговорите, к каким взрослым ребенку обратиться, если его что-то насторожит. В школу можно взять какой-то предмет (который можно держать в руке, по типу антистресса или нейрошарика), который поможет отвлекаться от тревожных мыслей.

  4. Скажите ребенку, чтобы постарался не вступать в обсуждения с ребятами, которые еще больше нагнетают ситуацию.

  5. Будьте на связи с ребенком, на переменах можно созваниваться или написать сообщение.

  6. Дыхание «Звездочка», научите детей этой технике. Когда мы волнуемся, наш пульс становиться очень частый, и мы можем его сами немного привести в порядок. «Представь пятиконечную звезду, давай попробуем взбираться на ее верхушку и делать вдох, когда мы спускаемся с верхушки, будем делать выдох». И так можно сделать несколько раз.

Главный детский психолог клиники «Высота» Дарья Величева в свою очередь отмечает, что родителям тоже важно сохранять критичность мышления, когда происходит нечто подобное. По ее мнению, хороший способ отвлечься — перестать читать негативную информацию, составить список дел и заняться ими.

— Первое, что нужно сделать, — это помочь самому себе успокоиться, вернуться в состояние спокойствия, насколько оно возможно. Сделать это можно сокращением информационного потребления новостей, если оно есть, негативного контента, и выполнением всех рутинных бытовых дел, которые есть. И это составление списка этих дел, составление списка моментов для радости в том числе — это тоже важно, чтобы было, — пояснила психолог.

Если говорить о детях, особенно в моменты, когда их захватила сильная тревога, то родителям важно спокойно реагировать на эмоции своего ребенка, отмечает Дарья Величева.

— Ребенку страшно, ему может быть тревожно, он может переживать в такой ситуации. Лучше всего в таком случае — это спокойствие родителя, его способность вынести его эмоции, побыть вот этой самой опорой. Когда ребенок видит, что родитель спокоен, он сам не волнуется, не впадает в панику. У ребенка больше шансов как можно быстрее с этой ситуацией справиться, чем если родитель будет злиться, раздражаться, либо тоже тревожиться и переживать по поводу тревоги ребенка, — уточнила психолог. — Предложите ребенку разные способы переключения внимания и расслабления, потому что в момент тревоги ребенок максимально напряжён, и нужно помочь ему в этот момент переключиться, расслабиться и успокоиться. Это первая ключевая задача родителя, когда ребенок находится в сильных эмоциях.

По мнению клинического психолога Марии Скоробогатовой, феномен фейков получил широкое распространение среди цифровых СМИ, потому что таким образом новость становится максимально доступной и быстрой и достигает своих целей, а именно чтобы люди поверили и переключили свое внимание на эту новость. Психолог уточнила, что человек получает эту информацию из многих источников, из разных групп, из разных чатов, поэтому начинает верить.

— Новости, как правило, эмоционально заряжены, и человек может быстро погрузиться в эмоцию, например, тревогу. Безусловно, не каждый человек будет верить фейковой новости, но чаще всего такие новости, особенно если они касаются здоровья и жизни людей и наших детей, воспринимаются более тревожно, как нечто реальное, — пояснила специалист.

Мария Скоробогатова также предоставила несколько рекомендация для того, чтобы успокоиться.

  1. Что делать, если тревога берет верх: первое — это «включать» критическое мышление. Например, ребенку до определенного возраста абсолютно не обязательно знать, почему вдруг на входе началась проверка. Можно сказать, что это просто вышестоящая инстанция начала проверять школу, можно сказать, что это такая тренировка, что охранники тренируются. С тревожным ребенком, конечно, нужно быть особенно осторожным, и если вы знаете, что ваш ребенок такой, и это ребенок младшего школьного возраста или дошкольник, то ему точно не стоит об этом говорить. Если это тревожный подросток, то тут стоит обсудить сам феномен новостей. И зачем это делается. чтобы присутствовала критика. Обсудить алгоритм действий: что ребенок знает, при возникновении экстренной ситуации как себя вести и так далее.

  2. Взрослым стоит критично оценить ситуацию: на сколько реален данный сценарий событий. Есть разные техники для самоуспокоения: дыхательные упражнения (вдох-пауза-выдох), пробуйте переключать свое внимание музыкой, книгой, работой. Ограничьте себя в получении тревожной информации. Не смотрите телеграмм-каналы и чаты, в которых муссируется данная новость. Это самые простые варианты. Если человек каждый раз реагирует тревожно на фейковые новости, то следует проработать это.

Больше новостей — в нашем телеграм-канале «NGS24.RU — Новости Красноярска» и в группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства