Город эксперт «Их чувства стыда и вины заблокированы»: красноярский психолог — о том, как телефонные мошенники взламывают сознание

«Их чувства стыда и вины заблокированы»: красноярский психолог — о том, как телефонные мошенники взламывают сознание

Психолог составила портрет мошенника и назвала методы, которыми руководствуется злоумышленник

Одно из главных правил при общении с мошенником — как можно скорее прервать с ним коммуникацию

С каждым днем мошенники становятся всё изощреннее и изощреннее. Буквально одна из последних историй, которую мы рассказывали: по просьбе «сотрудника банка» 20-летняя красноярка перешла по QR-коду, лишилась более 70 тысяч рублей и стала обладателем микрозайма. Размер суммы — еще цветочки по сравнению с тем, что некоторые отдают злоумышленникам целые состояния и десятки миллионов, если не сотни. Как мошенники взламывают наше сознание? Почему их приемы работают? С такими вопросами мы обратились к психологу и бизнес-тренеру Юлии Ладыгиной.

— Какие люди обычно занимаются мошенничеством?

— Мошенники — это люди, склонные к манипуляциям, эгоистичные, любящие риск, для них деньги являются ключевой ценностью, а возможность «кинуть», обмануть — важнее правил и социальных норм. Такие понятия, как честность, порядочность, добро, верность и так далее у них искажены. Такие люди не испытывают чувства вины и не обладают эмпатией. Они не могут поставить себя на место другого человека и понять, что он чувствует.

— Какие особенности мышления позволяют мошенникам не испытывать чувства вины?

— Эти люди с нарушенной собственной безопасностью, как правило, это происходит в детстве и по разным причинам: эмоциональное или физическое насилие, травля в школе, отсутствие близких и теплых отношений с важными взрослыми. Именно тогда они и учатся лгать, выкручиваться и действовать обходными путями. Живут по принципу «Не будь лохом, обмани первым или обманут тебя. Жертва сама виновата». Их чувство стыда и вины глубоко заблокированы.

— Есть ли что-то общее и у жертв мошенников?

— Возможно, то, что они находятся в треугольнике Карпмана, где агрессор может поменяться местами с жертвой. Нередко люди, понимая, что имеют дело с мошенниками, начинают глумиться над ними, подыгрывая и высмеивая. В этот момент они сами становятся агрессорами по отношению к мошенникам. Ибо здоровое поведение — это не включаться в предложенную игру или, распознав ее, быстро выйти.

— Какие когнитивные механизмы эксплуатируют мошенники, чтобы им поверили? Можно ли человека запрограммировать по телефону на какие-то действия? Если да, то как?

— Мошенники хорошо знают психологию людей и используют разные «крючки». Играют на эмоциях. Страх, доверчивость, жадность, азарт, стыд, вина и так далее. И на самом дорогом: жизнь и здоровье близких. Первый — страх. Звонят ночью, когда любой звонок вызывает тревогу, представляются сотрудниками органов, сообщают, что близкие в беде и надо срочно действовать, нагнетают ситуацию, торопят, не дают время на подумать и позвонить тем, о ком идет речь. От страха не получается трезво мыслить, и люди выполняют все указания мошенников. Второй — доверчивость. Некоторые живут в парадигме «Если я хороший, то и другие тоже». Третий — желание и азарт. Из-за сильного желания теряют бдительность. Так происходит на сайтах знакомств. Когда женщина предлагает мужчине купить билеты в театр и кидает ссылку, а он, очарованный ее красотой и согласием, не замечает, что ссылка ведет не туда и написано не то. Четвертый — энергосбережение. Большинство действий мы совершаем автоматически, проще ответить на вопросы и действовать по чужой инструкции, чем лишний раз перепроверять и уточнять. Запрограммировать по телефону можно, для этого нужно втянуть человека в разговор. Мошенник быстро подстроится под темп речи, интонации, выявит ценностные слова и болевые точки. Дальше дело техники. Именно поэтому первая рекомендация — как можно быстрее прервать контакт, чтобы не выдать никакую информацию мошеннику.

— Мошенники — хорошие психологи, умеют наладить контакт и расположить к себе. Что нужно делать, чтобы нас не заболтали и не ввели в транс?

— Определить порядочность человека по голосу — это какой-то высший пилотаж. Чтобы понять, порядочный ли человек или мошенник, нужно смотреть на совокупность факторов, а именно: как говорит и что говорит. Если человек торопит, уговаривает, настаивает, даже если мягким и приятным голосом — это должно насторожить. Важный момент! Хорошо бы обращать внимание на внутренние сигналы, если появилась даже легкая тревога, волнение, сопротивление, лучше прервать разговор под любым предлогом и проанализировать разговор, задуматься, как можно перепроверить полученную информацию, или посоветоваться с кем-то.

— Есть способы, как распознать мошенника?

Первый: внезапно появляются люди, желающие помочь заработать, оказать услугу или срочно проверить данные, а вы их об этом не просили. Второй: они торопят и не дают время проверить информацию. Третий: на встрече ведут долгие и утомительные беседы с целью вымотать, чтобы вы согласились и подписали/внесли задаток. Четвертый: апеллируют большим количеством фактов и цифр, которые сложно проверить, но из-за их наличия информация звучит убедительно. Пятый: в разговоре складывается ощущение, что они хорошо знают ваши «болевые» точки, словно вы давно и хорошо знакомы. Шестой: возникает много эмоций, с которыми трудно справиться.

— Когда человек снимает со счета деньги, берет кредиты и переводит деньги на неизвестные номера, то возникает вопрос: а всё ли у него в порядке с головой?

— Предположим, что у него всё в порядке с головой, то есть нет диагноза. Почему же он так поступает? Например, когда у человека не развито критическое мышление, при этом ему не с кем поделиться и обсудить ситуацию. Сам не может посмотреть на ситуацию со стороны, и подсказать некому.

— Какие переживания характерны для жертв мошенников?

— Жертвы мошенников испытывают чувство вины и стыда. Они обвиняют себя за то, что «купились» на слова или предложения. За то, что не хватило духа поступить иначе, а из-за стыда часто не могут рассказать об этом близким, знакомым или пойти к специалистам. И вместо того, чтобы злиться на мошенника, жертвы злятся на себя. Интенсивность переживаний зависит от того, насколько он устойчивый и как умеет справляться со стрессом и потерями, в каком состоянии был на момент обмана, так и от объема и ценности потери.

— Как восстановиться, если стал жертвой мошенников?

— Обращаться за помощью, и лучше сразу к психологу. Важно не закрываться и не оставаться один на один с проблемой. Психолог поможет вернуть внутренние опоры, сместить фокус с потери на то, что есть у самого человека и это никто не сможет отнять. И, конечно, поддержка близких. Для близких: важно без осуждений выслушать того, кто пострадал, не пытаться искать виноватых и как правильно было бы поступить, а искренне поддержать, обнять и предложить помощь. Оставаться рядом, проявлять чуткость, пока человек восстанавливается.

— Поделитесь простой психологической техникой, чтобы успокоиться и подумать.

— Для начала хорошо бы поменять положение тела в пространстве. Если сидели — встать, а еще лучше пройтись, посмотреть в окно, еще лучше — выйти на улицу, глубоко подышать и переключиться мысленно на любую другую тему, хотя бы на минуту.

Ранее читатели NGS24.RU рассказали, как не дали мошенникам обмануть себя. Жители города поделились своим опытом разговоров с мошенниками. Не обошлось и без приколов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства