26 января среда
СЕЙЧАС -16°С

«Машинист экскаватора — это мужской труд, непростой»: история горняка, который искренне любит свое дело

В СУЭК честно рассказывают о работе горняков от первого лица

1 518

Поделиться

Михаил Шапортин — машинист экскаватора горного участка <nobr class="_">№ 2</nobr> «Вскрышной» филиала <nobr class="_">АО «СУЭК-Красноярск»</nobr> «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова»

Михаил Шапортин — машинист экскаватора горного участка № 2 «Вскрышной» филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова»

Поделиться

Работа для настоящего мужчины — какая она? Об ответственности за рычагами экскаватора, внимательности к деталям и честном заработке, который он получает за свой труд на благо страны, рассказывает заслуженный шахтер РФ Михаил Шапортин. Он стал героем корпоративного календаря СУЭК на 2022 год, в котором удостоены чести появиться лучшие работники. Думал ли он, что прославится на весь край? Определенно, нет. Но у него есть история, которой хочется поделиться.

Время сажать лес и время разбрасывать камни

Михаил Шапортин с углем начал работать, как он говорит, случайно. Родился в Абанском районе на северо-востоке Красноярского края — это красивая таежная местность. С лесом и хотел связать жизнь.

Судьба (теперь он считает, что счастливая) забросила его после армии на стройку. Михаил до сих пор гордится, что своими руками созидал большой больничный комплекс. А в 1987 году начал служить людям иначе: на разрезе Бородинском. Тогда, признается, следовал меркантильным желаниям — хотел побольше заработать.

Поделиться

— Работать на экскаваторе что в советские времена, что сейчас — это очень престижно. И финансовое обеспечение на уровне, лучше многих других профессий. Я всегда стабильно получал хорошие деньги, — говорит Михаил Шапортин.

Даже в должности помощника машиниста он зарабатывал прилично. Что было важным, ведь на этой ступени карьерной лестницы он задержался на целых семь лет. Время использовал с толком — виртуозно познал свое дело:

— У Бородинского разреза собственный учебный комбинат, я там отучился. Работать начал сразу, все обслуживание экскаватора брал на себя, чтобы хорошо узнать машину. Мне это по сей день пригождается, ведь я на участке «Вскрышной» до сих пор работа — уже 34 года!

А вот машину пришлось сменить. Один экскаватор, как говорит герой, износился. Пересел на другой, такого же типа.

Поделиться

В ногу со временем

Став машинистом, Михаил Шапортин продолжил обучаться. В СУЭК шутят, что минимум раз в год обучают каждого сотрудника, потому что нет предела совершенству. На самом деле это не ради стремления к каким-то воображаемым идеалам, а с вполне практической целью. Технику на разрезе постоянно совершенствуют, СУЭК немедленно внедряет передовые разработки, которые делают работу горняков более комфортной, эффективной и безопасной.

— Экскаватор у меня тот же, но работает сейчас иначе, установлено новое оборудование. Компания постоянно участвует в проектах по модернизации оснащения, идет в ногу со временем, — говорит Михаил.

Объемы выполненных работ в связи с этим сильно возросли, говорит машинист. По его оценке, на 30-40% в месяц по сравнению с девяностыми годами. Дело в том, что модернизация позволила свести случаи поломок оборудования практически к нулю.

— Отказы практически не случаются, экскаватор постоянно находится в погрузке. Растут объемы, тот же тип машин отгружает больше, чем раньше.

Поделиться

Мужской труд, где нужна и сила, и разум

Техника техникой, а без людей представить себе Бородинский разрез и всю компанию СУЭК нельзя:

— Абсолютно все зависит от квалификации работников, их навыков. То, как будет работать экскаватор, как обслуживаться. Мы работаем сутки напролет, посменно — по двое. Всего восемь человек у меня, — рассказывает Михаил Шапортин, который также является бригадиром. — Идет круглосуточный износ деталей. Нужно вовремя производить смазку, обслуживать электронику. Машина должна постоянно находиться в боевой готовности.

Поэтому новичков особенно тщательно обучают. Более опытные коллеги заботливо делятся знаниями, берут шефство. Ротация трудового коллектива постоянно идет, но не из-за текучки кадров. Просто одни горняки уходят на пенсию, освобождая место другим. Так в будущем планирует поступить и Михаил Шапортин:

— По возрасту я пенсионер три года, у нас же это раньше происходит. Все никак оставить любимую работу не могу. Хотя понимаю, что пора дать дорогу молодым. Тем более о пенсии могу думать вполне заслуженно, на нее я уже заработал, совесть моя чиста.

Поделиться

Рассуждая о том, кому подойдет такая работа, говорит категорично: настоящим мужчинам, сильным и выносливым.

— Машинист экскаватора — это мужской труд, непростой. Это разрез, глина, уголь. Тут и 12-часовые смены. И тяжелые детали, а мы же участвуем в ремонте оборудования в том числе. Не кабинетная работа, в общем.

При этом крайне важно быть внимательным и сохранять холодный рассудок:

— Поезд приходит под погрузку — нужно слушать рацию, следить за процессом во всех тонкостях. Грунты тяжелые, экскаватор большой, когда туман, когда запыленность. Одним неловким движением можно сломать оборудования на десятки и сотни миллионов рублей.

Выиграли автомобиль и поделили его на всех

В суровом мужском коллективе отношения вполне благодушные. Огромную роль в этом играет корпоративная культура СУЭК: благодаря стимулирующим мероприятиям компании горняки получают немало поводов почувствовать себя единой командой и побороться за призы.

— Мы нередко всей бригадой отмечаем знаменательные для нас события. Как-то отмечали выигрыш автомобиля. Тогда компания объявила конкурс: кто больше объемов по итогам года нагрузит. Все по-честному — своя номинация для каждого типа машин. А приз победителям — новенький «Форд». Мы выиграли, взяли деньгами и поделили на всех, вот радости было!

Поделиться

Подобные стимулы в СУЭК не редкость. Проводят соревнования, отмечают большие праздники и малые — от юбилея полета в космос до дня шахтера и других профессиональных дат. Вместе отмечали и 20-летний юбилей компании.

— Нам богатые столы накрывают, в Красноярск вывозят коллективы, на этот счет компания не скупится, это приятно. Ощущаем, что о нас думают, заботятся, ценят наш труд. И мы чувствуем себя частью чего-то большого, великого. На всю Сибирь, Дальний Восток и за рубеж уходят маршруты с нашим углем. Значит, это людям нужно.

Читать истории настоящих мужчин — горняков можно каждую неделю на NGS24 в цикле статей, посвященном 20-летию СУЭК.

Новости компаний

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Loading...
Loading...