Город Режим самоизоляции в Красноярске фоторепортаж Девочка с желтым рюкзаком: каково это — быть курьером по доставке еды во время пандемии

Девочка с желтым рюкзаком: каково это — быть курьером по доставке еды во время пандемии

Несмотря на кризис, люди продолжают заказывать домой еду из ресторанов

В день Таня проходит 8–10 километров 

Главными героями наших дней стали, конечно, врачи, сражающиеся с коронавирусом на передовой. Но для тех, кто заперт дома, героями стали те, кто делает их жизнь комфортнее — коммунальщики, производители товаров и курьеры. Благодаря последним даже кажется, что жизнь и не останавливалась: они приносят домой одежду, продукты и еду, если вдруг очень захотелось чего-то, кроме гречки. Они маленькие атланты, держащие на своих плечах ресторанный бизнес в городе — все-таки еще не у всех закончились деньги, и люди продолжают заказывать еду из заведений, тем самым поддерживая предпринимателей, а значит, и нашу экономику. Один из пасмурных апрельских дней мы провели с курьером «Яндекс.Еды» и посмотрели на их работу в период пандемии.

Курьеры работают слотами — так называются смены. Например, у Тани две 4-часовых смены 

С нашей героиней Таней мы встречаемся у Театра оперы и балета — около «Макдоналдса» и «Бургер Кинга». Пока мы ее ждем, к заведению подтягиваются другие курьеры в узнаваемых желтых и зеленых костюмах с огромными рюкзаками за спиной. Мужчина средних лет откровенничает: работал в сетевом маркетинге и зарабатывал за час столько, сколько курьером за 1–2 дня. На новой работе он всего неделю:

— Как только все это кончится, телефон на полку, и все. Никакого больше курьерства.

Так курьеры видят, что пришел заказ 

А потом громко «булькает» телефон — первый заказ за смену, пора идти. И он уходит.

Примерно в это же время первый заказ приходит и Тане — от начала смены прошло 20 минут. По словам Тани, это нормально, но бывают и дни, когда заказы поступают сразу с начала слота (или смены). Первый клиент заказывает бургеры и картошку из ресторана быстрого питания, и девушка выдвигается на место. Ей дается 18 минут, чтобы дойти от заведения до первого заказчика, который, судя по адресу, работает в краевой прокуратуре.

Внутрь заведения пускают только курьера 

По дороге Таня рассказывает: ей 20 лет, она родом из Зеленогорска и учится на 2-м курсе на факультете менеджмента. Пришла работать в «Яндекс.Еду» просто для себя, чтобы были деньги. Девушка учится на заочном отделении, поэтому работать не составляет труда. Работать прекращала только во время сессии, чтобы ничего не отвлекало от учебы.

— Могу сказать, что эта работа мне нравится, но вижу я ее только в качестве подработки, — делится девушка.

Курьеры и работники заведений знакомы между собой

Работает она не каждый день, в среднем в месяц выходит 20 тысяч. Такой доход курьера вполне устраивает.

Днем в Красноярске, несмотря на карантин (упс, самоизоляцию) и не самую приятную погоду, людей довольно много. Самых нерасторопных ловят полицейские и требуют объяснительные. Курьера легко узнать по яркой одежде в фирменных цветах, поэтому, по словам Тани, к ней полицейские еще ни разу не подходили, да и сейчас сотрудник ведомства просто провожает девушку равнодушным взглядом. Таких курьеров по центру снует достаточно много. Когда они замечают друг друга на улице, машут или здороваются.

У курьеров разных доставок нет жесткой конкуренции между собой

— Мы немного знакомы друг с другом и общались, когда еще не было карантина, потому что могли посидеть где-то внутри заведения и подождать. С курьерами Delivery Club (главный конкурент «Яндекс.Еды». — Прим. ред.) мы тоже в нормальных отношениях, за врагов их не считаем, — делится наша героиня.

Чтобы быть курьером, нужно уметь быстро ходить и аккуратно оставлять заказы. Среди курьеров в основном молодежь, но 30–40% — уже люди старшего возраста, есть даже предпенсионного. Много желающих поработать появилось недавно, видимо, сказались кризис и так называемая самоизоляция.

Так происходит доставка бесконтактным способом: на сумку ставится заказ, и клиент его забирает, а курьер обязан фотографировать процесс на расстояние 1–1,5 метра

Обычно курьеры ходят не дальше 800 метров — 1 километра от ресторана, для более дальних заказов есть автокурьеры, но иногда на такие заказы отправляют и пеших курьеров — тогда они едут на автобусе или даже на такси. Если автобуса долго нет и курьер опаздывает, могут оштрафовать, но, по словам Тани, штрафы она получает редко и в целом относится к ним довольно спокойно.

Иногда, чтобы успеть, приходится идти очень быстро, тем более что в центре Красноярска слишком длительное время ожидания на светофоре

После того как первый заказ доставлен, мы возвращаемся туда же, на Театральную площадь. В пути нас догоняет второй заказ — судя по содержимому, человек только что проснулся и заказал завтрак: смузи, кофе, каша. Если что, в курьерской сумке есть специальный раздел для напитков, но Татьяна признается: с напитками идти приходится в два раза осторожнее, чем обычно.

Кто-то предпочитает забирать еду сам — в таком случае вам просто вынесут ваш заказ, внутрь зайти все равно не получится 

Пока мы идем ко второму клиенту, девушка рассказывает, что он из тех, кто постоянно что-то заказывает: иногда к нему курьеры приходят трижды в день, принося завтрак, обед и ужин. Чаевые обычно не оставляет.

— Мы, курьеры, с пониманием относимся к тому, что нам нечасто оставляют чаевые, все-таки в целом у нас люди не очень богатые. Но сейчас чаевые стали чаще давать — наверное, понимают, что работы у нас стало больше. Это всегда приятно, — делится Таня.

В дома с консьержами просто так не прорваться 

В день девушка в среднем проходит 8–10 километров. Ходить по злачным районам Красноярска не приходится — окраины левого берега и весь правый даже не подключены к «Яндекс.Еде».

— Мама сначала переживала за меня, думала, что это опасная работа, но я ее успокоила. Хотя у других ребят бывали страшные истории, когда на них нападали собаки, прокусывали форму или набрасывались на сумку. Не так давно одному из курьеров пришлось бросить бездомным собакам свою сумку, чтобы спастись самому. Видимо, оттуда слишком сильно пахло едой. Сам он, к счастью, не пострадал, — делится девушка.

Большая часть курьеров — молодежь, но в профессии достаточно и людей старшего возраста

Работы у курьеров с началом самоизоляции действительно стало больше, рассказывает Татьяна, хотя ее всегда было достаточно. Для безопасности своей и клиентов курьеры перешли на бесконтактную доставку. Сначала это было странно и для курьеров, и для клиентов, но все быстро привыкли к новым обстоятельствам жизни. Большинство стали носить маски и перчатки. Сейчас курьеры почти единственные легальные пешеходы в центре города.

Если автокурьер занят, для пешего курьера на дальние расстояния могут заказать такси 
Таня признается, что форма курьера «Яндекс. Еды» ей понравилась больше, чем у конкурентов, поэтому она сюда и устроилась

— Вчера (8 апреля, самый теплый день. — Прим. ред.) было очень много людей и сегодня много. А до этого мы были практически одни в центре. Было непривычно пусто, — делится наблюдениями Таня, — даже немного жутко.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства