
Вокзал Красноярска — место, где пересекаются самые разные люди
Поделиться
В воскресенье, 18 февраля, транспортные полицейские традиционно отмечали свой профессиональный праздник. Воспользовавшись случаем, мы решили подглядеть за тем, как работают полицейские в сосредоточении самого разного контингента — на железнодорожном вокзале. Как после терактов изменилась служба, куда из поездов пропали мошенники и каталы, в каких закутках вокзала легко лишить телефона или кошелька — читайте в специальном материале НГС.НОВОСТИ.

Сбоку от этого окошка оружейная комната, где сотрудники получают табельные пистолеты
Поделиться
С сотрудниками мы знакомимся в помещении дежурной части — вход в небольшое помещение преграждает дверь с неприметной надписью и звонком. Стены тут выкрашены в зеленый цвет, у двери несколько сидений, короткий коридор ведет к дежурному. Туда-сюда снуют потрепанные жизнью пассажиры с ссадинами на лице.

Комнатенки выглядят угрожающе, но сейчас ими уже никто не пользуется
Поделиться
Тут же расположены две устрашающего вида камеры и комната для выдачи табельного оружия. К слову, камеры уже давно не используются — опечатаны до 2019 года: требования к содержанию задержанных изменились, и они уже не походят. Раньше в крохотных комнатушках с решетками держали особо буйных пассажиров, но не более трех часов.

Зевс привычным прыжком преодолевает ступеньку, врываясь в багажное отделение
Поделиться
И тут в дежурку залетает лохматый немец, дружелюбно обнюхивая людей в форме, поводок железной хваткой держит Виктория Бутенко, осаждая питомца: «Зуля, спокойно!». Зуля — ласковая форма клички Зевс. Псу всего полтора года, но уже безошибочно может обнаружить любые следы взрывчатки, патронов, огнестрельного оружия. На службе пес всегда предельно спокоен и сосредоточен, никаких лишних действий, чтобы не спровоцировать потенциального террориста. На патрулирование с Зевсом Виктория никогда не берет с собой телефон, чтобы сигнал не заставил сработать взрывное устройство.

Опытному полицейскому очень легко вычислить в толпе потенциального нарушителя
Поделиться
В зале ожидания немного народу, многие пытаются дремать на неудобных сидениях, оставив сумки рядышком, — так и становятся жертвами краж. «Вон видишь того? Шапка на затылке, руки в карманах штанов — такие любят заниженные "Приоры" и совсем не любят полицию. А вот это (указывает на мужчину со сосредоточенным взглядом в камуфляжной куртке) точно военный», — говорит один из полицейских, указывая ладонью в перчатке на людей.

Степан Зимин, прапорщик
Поделиться
Полицейского зовут Степан Зимин. Мужчина проработал 22 года из своих 43 лет в транспортной полиции и успел повидать немало курьезных случаев. «В 2002 году я снял пассажира, гражданина Таджикистана, но прописан у нас на Лазо. Поезд шел до Москвы, он в купе напился. Когда пришли, уже лежало невменяемое тело, ни на что не реагировал. Соседи говорят: у него мол там полотенце еще на третьей полке какое лежит. Там какой-то сверток тяжелый, веревкой перевязанный. Спрашиваем его, он невнятно что-то говорит — деньги. Разворачиваем, а там пачками 1,2 миллиона. По тем деньгам можно было три "однушки" купить. Ему земляки собрали, чтобы он лук там где-то купил», — рассказывает Степан.

Поезд — еще одна территория для патрулирования
Поделиться
Помимо патрулирования самого здания вокзала транспортные полицейские несут службу в поездах. К примеру, сегодняшний наряд вечером заступает в сопровождение до Боготола и обратно. Паре полицейских в поезде выделяют купе, куда, в случае чего, также доставляются проблемные пассажиры для составления протокола. Сами сотрудники регулярно проходят по вагонам в поисках нарушителей или потенциальных жертв — как правило, люди безалаберно относятся к своим вещам: могут оставить без присмотра телефон на зарядке или сумку с вещами. Наивность некоторых людей порой не знает границ.

Суровому Зевсу захотелось лакомства и немножко ласки
Поделиться
Заскучавший без команд на перроне Зевс решил немного поиграться. Главная мотивация к работе — угощения и мячик. Внеслужебное время овчарка проводит в питомнике. Виктория отмечает, что собаки в среднем работают около 9 лет, в дальнейшем уже специальная комиссия оценивает психику и здоровье животного и решает, может ли собака продолжать работу. «Потом ее списывают. Как правило, кинологи стараются таких собак забирать домой — ты же его еще щенком воспитываешь, естественно, привязываешься. Если взять нашу службу — у кого-то дома живет и пять собак, у меня дома живет четыре, но они не служебные — для души», — рассказывает Виктория. Помимо Зевса у женщины-кинолога еще одна овчарка — Саманта. Она натренирована на поиск наркотиков и ведет себя гораздо настырнее.

Подозрительным взглядом полицейские провожают двух парней до вагона
Поделиться
На вопрос о самых проблемных пассажирах полицейские со вздохом отвечают: вахтовики. «Я не хотел бы обидеть всех людей, работающих вахтовым методом, но создается чувство, что так работают люди, которые ничего не умеют. Их когда невменяемых уже снимаешь с поезда, спрашиваешь, зачем так напиваться надо было, они говорят: "Командир, я водки два месяца не видел!"», — говорит Степан.

На фото — Ренат Салимгареев, напарник Степана
Поделиться
Однажды старшине Зимину пришлось оформить по ст. 318 и 319 УК РФ (нападение и оскорбление представителя власти) одного забулдыгу, которого Степан пытался привести в чувство на перроне. Мужчина приходить в чувство не захотел и попытался отбиться ногами от полицейского — все происходило под камерами видеонаблюдения, поэтому деваться было некуда. Стали оформлять. «Сижу я в травмпункте среди бабушек загипсованных — стыдно до ужаса. Но делать нечего — приказ», — сквозь смех рассказал Степан.

Рядом с розетками кнопка тревоги. Но, говорят полицейские, помогает не сильно — за прошлый год украли 8 гаджетов. 7 вернули владельцам
Поделиться
Самый же простой способ лишиться, к примеру, смартфона — оставить его заряжаться на специальной полочке в зале ожидания. Поставить туда дежурить сотрудника не получится, как и проконтролировать, кто подходит к этой полке и какие телефоны берет. Проблему можно было бы решить, перенеся эту полочку ближе к посту дежурного по залу, но этого почему-то никто не делает.

Пока Степан делится интересными историями, Ренат проверяет документы
Поделиться
Меньшей проблемой являются карманники, которые все еще промышляют на территории вокзала. По словам полицейского, воришки недолго выбирают своих жертв: достаточно показать кошелек с наличностью при покупке булочки с кофе и, как только появится шанс, в узком проходе или в толпе пассажиров, спешащих на перрон к поезду, они его украдут. Еще проще отдать вещь карманнику, положив ее в задний карман штанов.

В полдень электричка почти пустая — нарушители тут могут появиться лишь в вечернее время
Поделиться
А вот картежников почти удалось искоренить. Вопреки киношному образу сибирские каталы — не искусные вежливые обманщики с краплеными картами, а крупные мужики устрашающего вида в количестве десяти штук. Таких называли «тридцать шестыми» (по количеству карт в колоде), играть они умели постольку-поскольку — чаще игра была поводом избить жертву и обобрать до нитки. Самые крупные бригады были из Омска, Новосибирска и Орехово-Зуево.

Пустующий перрон — место для удивительных историй
Поделиться
Самый же изобретательный мошенник повстречался Степану в 1998 году. На крючок ему попался работяга из Норильска, ехавший на юга с огромной по тем временам суммой денег.
«Мужичонка худющий, килограммов сорок. В купе подсаживается, говорит, мол, мужики, я тут еле от жены убежал, можно я у вас тут бутылку водки из горла выпью да побегу. Ну ему и говорят, чего ты заливаешь, ты себя видел вообще. Он их раскручивает на спор: клади, говорит, деньги на столик, а я при вас выпиваю три бутылки водки. Так он залпом выпивал полтора литра, брал деньги и уходил! Настоящей водки — натренированный. А пассажир из Норильска поставил сумму… ну по тем временам, можно было купить двое "Жигулей". И ведь не предъявишь — сам отдал», — смеется полицейский.

Высматриваем следующую электричку
Поделиться
Сейчас же, по рассказам полицейских, все мошенники ушли с вокзалов и поездов в Интернет: обманывать людей проще под маской выдуманного человека, да и внимание полицейских в Сети привлечь не так просто. Сейчас кражами и мелкими мошенничествами занимаются в основном маргиналы, приезжие из стран ближнего зарубежья, а ранее такие дельцы в тюремной иерархии занимали самое высокое положение, уважали их и в жизни. Но только не порядочные люди и не полицейские.

Степан признался: уйдет на пенсию и посвятит свободное время любимому хобби — рыбалке
Поделиться
Степан признался, что в девяностых попал в линейное управление из вневедомственной охраны волей случая, но с тех пор прочно обосновался и даже на пенсию уходить не торопится, хотя после 20 лет уже можно. Поначалу было тяжело — ушла супруга, оставив с маленьким сыном, поэтому, уезжая на несколько суток, приходилось оставлять его бабушке. Сейчас парню уже 15 лет, но пойдет ли он по стопам отца — неизвестно.

По словам Рената, в 90-х зарплату могли выплатить ящиком водки
Поделиться
Единственное, что смущает в службе, — зарплата, которую не индексировали с момента переформирования из милиции в полицию. Но тут в разговор вмешивается напарник Степана Ренат Салимгареев: «В девяностых зарплату вообще водкой во вневедомственной — ликеро-водочный охраняли, там натурой и расплачивались. И что делать? Семью же надо кормить — проходилось продавать! Сейчас-то гораздо лучше». Степан прерывает: «Вообще, я думаю, не важно, какая власть будет — Путин ли, Навальный… главное — чтобы законы работали».