Жители за много лет успели растащить самолет на металлолом
Под Красноярском поисковики обнаружили останки американского бомбардировщика, разбившегося в 1943 году. Об этом НГС.НОВОСТИ сообщил сотрудник музея военно-инженерного института СФУ, подполковник запаса Вячеслав Филиппов.
По его словам, 3 марта 1943 года, примерно в 10 км от станции Снежница, разбился экипаж самолета-бомбардировщика А-20 «Бостон», который пришел в Красноярск по ленд-лизу с США. В то время в Красноярске, в запасном 45-м полку переучивался фронтовой 507-й бомбардировочный авиаполк — после двухмесячной переподготовки летчиков отправляли прямиком на фронт. В данный авиаполк входил и разбившийся при учебном полете экипаж — в районе станции Снежница самолет ушел в штопор с полуторакилометровой высоты. Летчики погибли на месте.
Поисковики смогли установить идентифицировать погибших: летчик — сержант Василий Викторович Сметухин, штурман — сержант Капитон Афанасьевич Печерин и стрелок-радист — старший сержант Часных (имя-отчество установить не удалось). «Все молодые ребята, выпускники летного училища 1941 года. Они отрабатывали воздушную стрельбу на этом самолете. Полк в дальнейшем целиком отбыл на Сталинградский фронт, а этот экипаж не успел», — рассказывает Филиппов.
Этим самолетом, по словам Вячеслава Филиппова, они занимаются почти 3 года. Изначально по архивным документам было понятно, в каком примерно районе он находится, кто на нем погиб и что вообще произошло, но данные были очень поверхностные. «Например, в акте катастрофы было написано: в 10 км юго-западнее станции Снежница. На самом деле это огромный район, представляющий собой таежную глухомань. Два с половиной года, летом и осенью, мы группами по 2-3 человека по выходным пытались это место найти — вокруг да около кружили, но так и не нашли», — вспоминает собеседник.
В 2016 году весь июль и август там работала уже большая группа людей — более 20 человек там стояли лагерем весь июль и август. В итоге 4 сентября были обнаружены следы этой авиакатастрофы. Самолет воткнулся в землю носом и развалился на части, однако обнаружить удалось лишь 2 авиадвигателя «Райт Циклон» R2600, незначительное количество фрагментов алюминиевой обшивки и множество мелких деталей в верхнем слое почвы.
«Жители Снежницы годами растаскивали останки боевой машины на металлолом — то, что не смогли унести, нашли мы. На месте мы нашли шалаш одного из них — он лет 5 таскал в рюкзачке добычу за 10 км. В поселке этот мужчина с 2011 года не показывается — может, и нет в живых уже», — рассказывает Филиппов.
Согласно архивным документам, говорит эксперт, экипаж был похоронен на месте катастрофы. Сейчас найти место захоронения очень сложно, потому что оно, скорее всего, было неглубоким, а в тайге много диких зверей. «На месте нашли всего одну кость. Может быть, это след разграбления могилы хищниками, а может быть, это единственная уцелевшая косточка сгоревшего штурмана. Самолет врезался в землю застекленной кабиной, а в ней в этот момент сидел штурман. По следам видно, что это все сильно горело, и, скорее всего, штурман полностью сгорел. Потому что мы нашли металлические замки подвесной системы его парашюта — все они в закрытом положении, — рассказал Вячеслав Филиппов. — Это говорит о том, что человек не только не выпрыгнул во время падения, но и потом его никто не вытащил из кабины».
21 сентября найденные на месте фрагменты бомбардировщика были вывезены в Красноярск — они будут помещены частично в музей военной техники, который планируется организовать на острове Молокова, частично — в музей СФУ. Поиски человеческих останков продолжаются, и если их найдут, то с воинскими почестями перезахоронят на мемориале погибших летчиков на Троицком кладбище Красноярска. Кроме того, в октябре поисковики планируют установить памятный знак неподалеку от места трагедии.
НГС.НОВОСТИ
Фото предоставлены Вячеславом Филипповым