Все новости
Все новости

«Если у ребенка проблемы — это вина родителей»

Сразу два «туалетных» скандала в детсадах потрясли весь город: воспитателей обвинили в «нетрадиционных методах наказания» — мы разбирались в причинах конфликтов и узнали, на что имеют право работники детсадов

Поделиться

За прошедшую неделю сразу два красноярских детсада прославились громкими скандалами. В одном из детских садов воспитатель якобы заставила ребенка доставать туалетную бумагу из унитаза и после разбирательств лишилась части зарплаты. В другом садике воспитательница уволилась после жалобы родителей на то, что она заставила ребенка мыть полы в туалете. Все тонкости и причины конфликтов родителей и педагогов, а также откровения красноярских воспитателей — в материале далее.

История с туалетной бумагой произошла еще в марте, однако к своему завершению скандал подошел лишь в середине апреля. В городском управлении образования рассказали: к ним поступила жалоба от мамы воспитанника детского сада № 22 на ул. Затонской. Женщина заявила, что ее ребенка в подготовительной группе якобы заставили руками вытащить использованную туалетную бумагу из унитаза, чтобы выбросить ее в ведро. После этой жалобы ведомство поспешило проверить детсад и взять объяснительные с его сотрудников.

Заведующая детским садом № 22 Анна Павлова отказалась давать какие-либо комментарии, однако в управлении образования отметили, что обвинения матери подтвердились лишь частично. Со слов педагога, мальчик специально бросил в унитаз рулон бумаги. В качестве воспитательной меры воспитатель попросила вытащить рулон из унитаза с помощью ершика. Тем не менее за это ее подвергли дисциплинарной ответственности, лишив части зарплаты.

Еще один скандал произошел в начале апреля в детском саду № 333 на ул. Взлетной. Заведующей пожаловалась одна из мам — якобы педагог в качестве наказания за слишком долгие сборы ребенка на прогулку заставила его мыть полы в туалете. Однако завдетсадом Тамара Пидимова утверждает, что все было иначе. По ее словам, ребенок баловался и не хотел идти гулять, и воспитатель сказала ему, что если он не хочет идти вместе с другими детьми, его оставят в группе с нянечкой и они вместе будут убирать в спальне и в туалете.

В дальнейшем инициатор жалобы отказалась от своих слов, добавила заведующая. Однако родители других детей говорят, что работнице детсада не чужды «нестандартные методы наказания и поощрения». По словам мамы другого воспитанника этой группы, уволившаяся воспитательница «не раз кричала на ее ребенка, унижала, заставляла за конфеты делать массаж спины. На ушах у мальчика мама замечала синяки, потому что за уши та вела ребенка в угол». Но в управлении образования говорят, что с такими жалобами официально никто не обращался.

Тамара Пидимова поспешила все обвинения опровергнуть, встав на защиту воспитателя: «Женщине давно за 30, она очень опытная. На детей никогда не кричала — у нее просто голос громкий. Когда 25 из 30 детей мальчики — они шумят, и приходится иногда повышать голос. Когда девочек поровну с мальчиками, контролировать поведение проще». Мама, которая обвинила воспитательницу в криках и насилии, по словам заведующей, сделала это в отместку — ранее у нее неоднократно были личные конфликты с воспитательницей, «да и ребенок у нее очень непростой». Ни один опытный педагог, уверяет она, никогда не поставит ребенка в угол и тем более не будет применять силу. «Все ограничивается разговорами с ребенком. Если расшалится — можно его посадить около себя, например, и позаниматься с ним, поговорить или просто предложить ему отдохнуть на стульчике», — уверяет г-жа Пидимова.

Мы попытались выяснить в управлении образования, как часто и на что родители жалуются на персонал детсадов и на чем их жалобы основаны, но оперативного ответа от ведомства нам получить не удалось. Некоторую ясность в этот вопрос внесла уполномоченный по правам ребенка в крае Ирина Мирошникова — конфликтов, связанных с образовательными учреждениями, по ее словам, в крае стало больше.

Если в 2014 году в аппарат омбудсмена поступило 58 жалоб от родителей, то в 2015-м — 72, причем большинство из них касается детсадов.

Не сумели в управлении образования и оперативно предоставить нам среднестатистический портрет воспитателя детсада. Некоторые выводы нам удалось сделать лишь по сайтам самих учреждений да неофициальным беседам с воспитателями. Типичный воспитатель — женщина старше 30 лет с педагогическим дипломом. «Средняя зарплата воспитателя — порядка 20 тыс. в месяц, мало кто получает хотя бы 25 [тыс.]», — анонимно призналась сотрудница одного из садиков. В группе у воспитателя, как правило, по 25–30 детей.

Обязанности воспитателя четко закреплены в должностной инструкции, в требованиях СанПиН к детсадам и в трудовом договоре, рассказывает воспитатель с 5-летним стажем Анна. «Все, что не оговорено в этих документах, не входит в наши обязанности, и соответственно выполнять их мы не обязаны. Существуют нормы и правила относительно погоды. Воспитатель не должен, к примеру, допускать, чтобы ребенок бегал с голой шеей в мороз, но есть такие дети, которые в любую погоду ходят в 10 одеждах по требованию родителей — здесь уже воспитатель бессилен», — говорит она.

Опрошенные нами воспитатели все как один сетуют, что современные родители считают, что, получая образовательные услуги, они имеют только права — о том, что есть еще и обязанности, забывают.

«Родители же воспитывают своего ребенка, и если у него появляются какие-то проблемы — это первичная вина родителей, а не кого-то другого.

Элементарно, ребенок простудился — родитель бежит к воспитателю с воплями. Так, простите, почему вы своего ребенка не обеспечили одеждой по погоде и он у вас в кроссовках гуляет по лужам?» — добавляет сотрудница одного из детсадов, представившаяся Светланой.

Чаще всего, по словам Светланы, родители жалуются из-за того, что считают, что воспитатель не уделяет должного внимания их ребенку, — но заниматься только одним ребенком он не может. «Еще бывает, ругаются из-за синяков или ссадин, но часто бывает, что ребенка приводят уже с ними. Родители в своих жалобах опираются в первую очередь на слова ребенка. Правду же тот сказал или приукрасил — зависит от того, как родитель участвует в жизни ребенка. Если же родитель хочет думать, что его ребенка бьют, — тут уже ничего не попишешь», — сетует она.

Красноярский семейный психолог Марина Поздникина уверена, что конфликты в детсадах были всегда — просто сегодня информполе ничем не ограничено, и родители этим активно пользуются. При этом мнения сторон всегда нужно делить надвое, чтобы найти золотую середину. «С одной стороны, в дошкольном образовании всегда хватало людей некомпетентных, а порой и вовсе случайных — уровень зарплат ведь оставляет желать лучшего, текучка кадров большая, зачастую принимают мамочек в декрете, за место для ребенка. С другой — родители занимают позицию, что им все должны, либо вымещают на воспитателях накопившийся негатив, полученный извне», — отмечает эксперт.

Максим Косов

Фото thinkstockphotos.com

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter