Город Абонент временно разорился

Абонент временно разорился

Красноярец купил «симку» с чужим «Мобильным банком» и списал 5 тысяч — операторы и банкиры объяснили произошедшее и как спасти телефон от вирусов-воров

Воспользовавшись подключенным «Мобильным банком» предыдущего абонента на купленной SIM-карте, житель Ачинска «облегчил» его банковскую карту почти на 5 тыс. руб. Обнаружив пропажу денег, потерпевший подал в суд — снятую сумму с ачинца взыскали, приговорили к исправительным работам и отпустили по амнистии. Представители банков и сотовых операторов всю ответственность за потерю средств с карточек возлагают на забывчивых клиентов, которые при смене номера обязаны отключать услугу. Подробности — в материале далее.

Житель Ачинска купил SIM-карту одного из сотовых операторов и, обнаружив на ней подключенный «Мобильный банк», перевел с него на свой счет почти 5 тыс. руб. Но спустя некоторое время мужчине пришлось ответить за свои манипуляции перед законом — как сообщается на сайте Ачинского городского суда, 9 июля он был осужден по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ и приговорен к 400 часам исправительных работ. Однако работать ачинцу не пришлось — в связи с амнистией наказание было снято в этот же день.

Согласно материалам дела, подсудимый купил «симку» еще в феврале 2014-го и целый год пользовался ей как обычно, пока 3 февраля 2015 года на его номер не пришло SMS-уведомление о поступлении денежных средств на лицевой банковский счет.

23 июня местный суд принял гражданский иск от владельца «Мобильного банка» о возмещении материального ущерба на сумму 4550 руб. Какому оператору принадлежала купленная ачинцем SIM-карта и сервис какого банка был к ней подключен, ни в полиции, ни в Ачинском городском суде оперативно пояснить не смогли. О том, как именно мужчина попался правоохранителям, рассказал представитель ГСУ МВД по краю Денис Головинкин: «Владелец счета практически сразу обнаружил пропажу денег и пошел в ачинскую полицию. В ходе оперативно-разыскных мероприятий местные полицейские вышли на подозреваемого в течение нескольких дней». Подробности работы следователей г-н Головинкин раскрывать не стал, намекнув лишь, что «такие махинации легко вычисляются по номеру».

Услуга «Мобильный банк», предлагаемая сегодня большинством банков, представляет собой дистанционный сервис, который позволяет не только получать информацию обо всех операциях по банковским картам — в случае самых простых «кнопочных» телефонов, — но и совершать платежи и переводы в любое время и в любом месте — если услугу подключил владелец смартфона с доступом в интернет. Пользователи «Мобильного банка» также могут подключать автоплатежи, чтобы оплачивать коммунальные услуги, штрафы ГИБДД, гасить кредиты.

Как рассказали в пресс-центре Восточно-Сибирского банка Сбербанка России, подобные системы существуют уже не один год и надежно защищены — в утечках средств чаще всего повинен человеческий фактор. «Заботиться о своевременном отключении "Мобильного банка" обязан сам клиент — если он не обратился в банк при утрате телефона или смене номера, услуга остается активированной», — заявила представитель Сбербанка Евгения Леонтьева. Именно забывчивость клиентов, по ее словам, чаще всего играет на руку мошенникам.

Любую СИМ-карту, которой абонент долгое время не пользуется, операторы действительно блокируют и выставляют на продажу. При этом разрешенное время неактивности различается:

например, в «МегаФоне» договор с клиентом разрывают уже через 3 месяца, «Вымпелком» (бренд «Билайн») дает абоненту 9 месяцев. Когда номер выдается новому владельцу, он может получить и банковские услуги, ранее подключенные к этой СИМ-карте. Все потому что во взаимоотношениях клиента с банком, по заверениям представителя «Билайна» Татьяны Сокол, оператор является лишь посредником — передает уведомления и команды, а привязка к онлайн-сервису банка не блокируется во время блокировки номера. «Мы физически не можем этого сделать, так как номер клиента прописывается в системах банка, — говорит она, — поэтому стоит своевременно уведомить банк о смене номера телефона и отключить все привязанные к нему сервисы».

Пресс-секретарь Сибирского филиала ОАО «МегаФон» Михаил Ивонин добавил, что отследить количество проданных СИМ-карт с активированным «Мобильным банком» невозможно. «Оператор по определению не может знать, услугами каких банков пользуется тот или иной абонент. Доступ к этой информации запрещен законом о связи», — сообщил он.

Современные телефоны, по словам представителя «МегаФона», постоянно атакуют самые разные вирусы, которые могут незаметно от абонента получать доступ к аппарату.

Чаще всего программы-вредители попадают в телефоны на ОС Android — под видом обновления браузера или бесплатной игрушки. «Пользователь сам дает разрешение на их установку, после чего программа-троян получает полный доступ к смартфону и может от имени владельца выполнять самые разные операции, причем схемы постоянно совершенствуются», — говорит он. Если раньше, по его словам, трояны незаметно от владельца отправляли SMS-сообщения на короткие платные номера и опустошали лицевой счет, то с распространением банковских карт и услуг типа «Мобильный банк» такие вирусы, установившись на телефон владельца, отсылают SMS-команды на перевод денег с карты. «Но вирусы на смартфонах и невнимательность клиентов банков — это абсолютно разные явления, никак не связанные между собой», — подчеркнул Михаил Ивонин.

Татьяна Сокол рассказала, что в апреле 2014 года абоненты «Билайна» подверглись массовой вирусной атаке — было заражено 340 тыс. незащищенных смартфонов, а вирус распространялся злоумышленниками через SMS под видом ссылки на загрузку Adobe Flash Player. После установки на смартфон троянская программа запрашивала баланс привязанной к телефону банковской карты, при этом скрывая поступающие от банка СМС-уведомления об операциях с банковским счетом. В результате незаметно для пользователя средства переводились на счета злоумышленников.

Рецепты безопасности телефона и кошелька просты — в пресс-центре Сбербанка советуют своевременно обновлять антивирусную программу и вовремя отключать услуги.

Представители сотовых операторов настоятельно рекомендуют не ходить по неизвестным ссылкам и не устанавливать на свой телефон подозрительные программы.

По данным краевой полиции, в январе этого года на хищении денег через «Мобильный банк» был уличен еще один ачинец. Однако в данном случае на руку 25-летнему мошеннику сыграла ошибка специалиста банка, которая при подключении услуги оформила на его номер карту жительницы Зеленогорска. Та, обнаружив пропажу с нее 13 тыс. руб., обратилась в полицию — в ходе расследования уголовного дела ачинские следователи установили, что похищал их мужчина постепенно, в течение полугода. Мошенничество обернулось ему годовым условным сроком по ст. 158 УК РФ.

Максим Косов

Фото depositphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства