Город «Один за одного, там по-другому не выживешь» (фотоподборка)

«Один за одного, там по-другому не выживешь» (фотоподборка)

Шесть бывших пограничников-красноярцев рассказали, чему их научила армия, как чистили плац зубными щетками и готовились к приходу японцев на Курильские острова

44-летний Алексей (слева) служил на Дальнем Востоке в Дальнереченске с 1989 по 1991 годы. Свой рассказ про службу он сразу начинает с того, что служил в том же отряде, что и даманцы: «Очень краснознаменный отряд!». О том, что ему наиболее хорошо запомнилось, Алексей на минуту задумывается, потом рассказывает: «Тех, кто сидел на гауптвахте, заставляли выметать плац зубными щетками, могли сутками чистить. Служба научила меня жизни. Офицером стать не хотел, я из деревни, больше к земле тянулся. Раньше работал механизатором в деревне до развала СССР, а потом пошел сантехником в ЖКО работать, в 90-е нигде было не устроиться, а тогда там нормально платили».

Улицы Красноярска заполонили мужчины в зеленых беретах и фуражках — сегодня по всей России проходит День пограничника, и причастные к нему вышли на улицы города праздновать. Несмотря на разницу в званиях, социальном статусе и возрасте, мужчины поздравляли друг друга, обнимались, вспоминали армейские годы и фотографировались. Некоторые красноярские пограничники отказались говорить, ссылаясь на высокую секретность службы, остальные поделились с НГС.НОВОСТИ интересными историями и рассказали, чему их научила армия.

Подполковник в отставке 50-летний Виктор пришел на концерт в честь Дня пограничника с женой и сыном. Корреспонденту НГС.НОВОСТИ он рассказывает: география его службы обширная. Он был военным врачом и служил в Ашхабаде, потом в Забайкальском пограничном отряде, позже по распределению попал в Кызыл, дальше — Абакан, снова Кызыл и Красноярск. «Помню одну историю со времен службы в Ашхабаде, — начинает повествование Виктор. — Находился в госпитале, там был солдат с менингитом, и жизни ему в то время никто не обещал. Мне дали его, чтобы попробовать лечить по новой методике. В течение месяца я его не только на ноги поднял, но и попросил начальника госпиталя оставить его дослужить. Он проработал санитаром у меня еще полгода, делал перевязки и даже уколы под моим присмотром».
70-летний Юрий Александрович призывался в армию в 1965 году на Памир, сразу после школы, а «дембельнулся» в 1968. «Вот говорят, что у моряков дружба крепкая, но на заставе она тоже мощная. Один за одного, там по-другому не выживешь. Было сложновато на границе, постоянно двойные наряды, охраны границ, ничего особо веселого там не было. Армия научила меня мужской дружбе и бережному отношению к людям», — рассказывает Юрий Александрович. Потом он добавляет, что после армии работал в санитарной службе. В беседе с корреспондентом НГС пожилой мужчина сетует: «Ее (санитарную службу. — А.С.) тоже раздербанили напрочь, а надо восстанавливать. На ней вся медицина держалась».
«Служил с 1982-го по 1984-й на озере Хасан, — вспоминает 50-летний Валерий. — Я был специалистом по радиолокации, пост технического наблюдения, служба моя проходила в ночное время. Участки тревожные, граница, ночью еще напряженнее было работать. Да что там веселого? Служба службой. Единственное, землю пахали, на которой не сеяли, нужно было, чтобы просто была вспаханная и отрифленная. Следовая полоса идет от самого Дальнего Востока, [наш участок был в длину] 40 км и 8 м в ширину. Вот и мы пашем. Дедовщины как таковой не было». Валерий также рассказал, что 30 лет проработал литейщиком: «После армии было направление сюда, в местное управление КГБ. Я документы сдал, не пошел чисто из-за низкой зарплаты, а мне зарплата была нужна приличная».
Анатолий Михайлович (75 лет, слева) и Рашид Яхеевич (71 год) рассказали, что служили вместе на Курильских островах. Первым говорит Анатолий Михайлович: «Помню, как по воде океанской ледяной по горло шли, потому что возвращались с дежурства и попадали под прилив. Дедовщины не было, жили как единая семья». Потом в беседу вступает Рашид Яхеевич: «Мы служили на Курильских островах, там оставались японские постройки. В то время как раз японцы хотели получить себе Курильскую гряду, переговоры шли, и мы были готовы в любое время уступить. Остров Окинаву американцы отдали японцам, и передача [Курильских] островов не прошла». Рашид Яхеевич после армии работал верхолазом и на стройке алюминиевого завода, Анатолий Михайлович был токарем, но до армии мечтал стать офицером: «Поступал в авиатехническое училище, но по математике срезался, а на другой год уже призвали в погранвойска — и не каюсь».
«Никого из своих не встретил еще здесь, — говорит 44-летний Алексей, майор полиции на пенсии. — Служил с 1989 по 1991 год в 62-м погранотряде (Находка). Помню, в учебке ползали под снегом, снега было много и зима была холодная. Армия — великая школа жизни, было очень интересно, здорово, весело, дедовщины не было. "Деды" пахали больше молодых и учили их. После армии я собирался остаться в армии, но был 1991 год, развал Союза, развал армии, но без службы себе жизнь не представлял и пошел в МВД».
Александра Симутина

Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
Сиквел «Слова пацана»? Чего ожидать от сериала «Комбинация»: отзыв кинокритика, который уже смотрел фильм
Анонимное мнение
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
«Как-то она прятала перепившего ученика в шкафу»: журналист — о звонке любимому учителю
Анонимное мнение
Мнение
Спела с Тимберлейком и исполнила мечту мужа: как россиянка отдохнула в Амстердаме
Анонимное мнение
Мнение
Восторгаемся и плачем. Журналист съездил в Карелию на машине — получился ли отпуск бюджетным?
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления