Масштабные фейерверки устраивают в Красноярске в честь двух праздников: Дня города и 9 Мая. Они традиционно запускаются с трех точек — напротив ТРЦ «Июнь», на о. Татышев и с баржи возле Коммунального моста. Это делается не столько из-за технических нюансов, так мэрия стремится развести потоки людей по разным точкам, рассказывает директор компании «Красноярский фейерверк» (устраивала салюты в День города) Алексей Кулишенко. Помешать посмотреть фейерверк могут ветер силой более 15 м/с и высокая влажность — дым не сможет рассеяться и через пару минут «зависнет», закрыв салют.
В честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне мэрия заказала салют за 1,2 млн руб. Фейерверк продлится 15 минут и традиционно будет пущен из трех точек, его высота составит до 350 м. В преддверии очередного салюта НГС.НОВОСТИ публикует фото огненных залпов прошлых лет с рассказом эксперта, как это устроено и что может помешать зрителям посмотреть фейерверк.
В 2015 году городские бизнесмены оплатили первый для города фейерверк в честь Рождества. Зрелище длилось около 10 минут и сопровождалось колокольным звоном. Присутствующие на Театральной площади зрители по окончании долго аплодировали и одобрительно гудели. Комментаторы НГС.НОВОСТИ были настроены не так радужно: у некоторых от колоколов разболелась голова.
Тысячи красноярцев превратили пр. Мира в пешеходную зону после фейерверка на День города-2012. В последующие годы пораженные масштабом салюта горожане устраивали коллапс на мостах. Они бросали машины посреди дороги и выходили глазеть на взрывающиеся в небе «звездочки» и «дождики».
Самое сложное — это написание сценария фейерверка. На подготовку последовательности фигур, часто синхронизированной с музыкой, уходит неделя. Еще 4-5 дней занимает установка креплений под залпы, обычно работает команда из 4–6 человек. «Для работы необходимо получить сертификат — большинство спецов получают его в НИИ [прикладной химии] в Сергиевом Посаде. Но это бумажка — реально научиться можно только у опытного мастера», — рассказывает Алексей Кулишенко. Он поясняет: крупные заказы — только верхушка айсберга, в городе работают 2-3 крупные фирмы, выживающие благодаря частным заказам и розничной продаже пиротехники.
Сами салюты похожи на ядра, которые выстреливают из пушки-мортиры. Разные цвета им придает добавление минералов и химических реагентов. Выстрелами управляет компьютер, высчитывающий доли секунды между запусками. В общегородских фейерверках основная часть затрат идет на покупку самой пиротехники, причем 90 % закупается в Китае. Самые дорогие заказы в городе до кризиса 2008 года делали сотовые компании, с ностальгией вспоминает г-н Кулишенко, не уточняя сумм.
Ежегодно мэрия тратит по несколько миллионов на салюты (стоимость каждого — порядка 1 млн руб.). Вместе с восторгами власти получают и немало критики. «Лучше бы эти деньги раздали ветеранам. А не устраивали показуху», «На ремонт дорог денег нет, а в небо их выстрелить — легко», — так звучат самые безобидные реплики противников фейерверков.
Викентий Чекушин
Фото Ольги Ярцевой (1–4, 6), admkrsk.ru (5)