В конце марта поисковик Яндекс опубликовал статистику музыкальных предпочтений красноярцев по итогам 2013 года. С остальными россиянами жителей Красноярска объединяет любовь к Стасу Михайлову, Лепсу и Нюше, а выделяют от других почитание творчества Потапа и Насти, Александра Новикова и Tiësto. Обратившись к экспертам, корреспондент НГС.НОВОСТИ решил составить полный список предпочтений красноярцев и выяснить, чем горожане отличаются в выборе машин, алкоголя и фильмов.
Музыка: брутальный шансон. 25 марта «Яндекс» предоставил любопытную статистику — рейтинги самых популярных музыкантов и исполнителей, которых в Красноярске слушают в 1,5 раза чаще, чем в среднем по России. Первый список можно было бы назвать банальным (Михайлов, Лепс, Нюша, Ваенга, Круг и др.) если бы в него не вошли Ирина Круг и группа «Бутырка» не попавшие в общероссийский топ. Второй же отличается некоторым своеобразием: в топ-20 вошли такие музыканты, как Tito, ATB, The Rasmus и железногорская группа «9 район». Шансон, стоит отметить, безоговорочно лидирует — Жека и Александр Новиков возглавляют рейтинг, Слава Медяник и Геннадий Жаров входят во вторую десятку, а Михаила Круга горожане слушают чаще, чем группу «Кино».
А вот лидер группы System Of Down Серж Танкян (Serj Tankian) в список попал, скорее всего, благодаря недавним гастролям (15-е место). Директор концертно-гастрольного агентства «Музыкальный город» Александр Рыжов удивился этому факту, отмечая, что на малоизвестных артистов красноярцы идут неохотно, зато постоянные аншлаги собирают гиганты отечественной сцены — Лепс, Леонтьев, Киркоров и др.
Кино: попкорновый блокбастер. Для оценки предпочтений в кино НГС.НОВОСТИ сравнили данные из 20-ки российского проката за 2013 год по версии портала «Бюллетень кинопрокатчика» и лидеров проката красноярского «Киномакса».
Представитель кинотеатра Юлия Попова самыми популярными называет мультфильмы «Семейка Круддс» (за 2 месяца его посмотрели порядка 50 тыс. зрителей), «Гадкий я-2» и российские картины «Легенда № 17», «Сталинград» и «Горько!». В целом, наибольшей популярностью в прошлом году пользовались семейные мультфильмы, экшены и блокбастеры.
Лидерами же общероссийского кинопроката стали отечественный мультфильм «Три богатыря на дальних берегах», американо-китайская драма «Жизнь Пи» и голливудское фэнтези «Охотники на ведьм».
В целом же, как показывает статистика, красноярцы предпочитают погружаться в иллюзорную реальность мультиков и фэнтези, а отечественное кино любят больше, чем остальные россияне.
Автомобили: чем больше — тем лучше. Помимо очевидного факта, что сибиряки, в отличие от остальной России, предпочитают японские праворульные иномарки, эксперты отмечают, что Красноярск наводнен внедорожниками — всевозможными джипами и кроссоверами. «Многие, к сожалению, относятся к автомобилю как к способу показать себя и берут машину по принципу «чем больше, тем лучше», — считает координатор красноярского отделения «Федерации автовладельцев России» Егор Фролов. — Я как автовладелец не понимаю, зачем иметь огромный внедорожник, чтобы стоять на нем в пробках».
Очень много пикапов — за рубежом эти машины используют для сельскохозяйственных нужд, в России же пикап почему-то является неким предметом роскоши и показателем статуса, говорит он. Хотя в последнее время набирают популярность и малолитражные автомобили — особенно среди женщин. «Если за рулем малолитражки сидит мужчина — наверняка едет на машине жены» — смеется автомобилист.
Алкоголь: пивной бум и возвращение Грузии. Официальная статистика говорит о том, что красноярцы предпочитают пиво. По данным Красстата, за 2013 год в крае было продано 22,1 млн декалитров (дал) пива, других же алкогольных напитков — в разы меньше.
«В целом, в лидерах, конечно же, пиво — соглашается со статистиками представитель винного бутика «Декантер» Игорь Шабуров, — и нельзя не отметить водку. Однако в последнее время наблюдается некоторое просветление, и культура потребления алкоголя растет». По его мнению, люди стали все чаще склоняться к винам, коньякам, виски и т.п. Очень популярен среди красноярцев французский алкоголь, а также растет потребление грузинских вин — люди до сих пор ностальгируют по продукции кавказских виноделов советского периода.
Председатель «Енисейской алкогольной ассоциации» Валерий Анохин считает, что исторически и географически сложилось, что в крае потребляется много водки (так называемое «северное потребление»), хотя подчеркивает при этом, что объемы в последние годы падают (3,3 млн дал в 2007-м против 2,5 млн дал в 2013-м): «Это не говорит о том, что стали меньше пить — просто больше берут иные напитки».
Вывод: семьянин с культурными потребностями. Психолог Марина Поздникина охарактеризовала среднестатистического красноярца как человека, работающего на производстве либо занимающегося мелким бизнесом, имеющего семью и детей.
«Психологически устойчивый традиционалист, верящий в базовые общечеловеческие ценности, выходные проводит с семьей, любит выезжать на природу, — добавляет она, — притом что не интересуется большой политикой, является патриотом своей страны и родного города — этакая основа общества». В целом, портрет, по ее словам, соответствует географии Красноярска как города промышленного, с большим количеством спальных районов: «Небольшой центр, окруженный условной «Зеленой Рощей».
Наверное, поэтому шансон и незатейливая поп-музыка вытесняют все остальное, к тому же поп-культура достаточно агрессивно обществу навязывается, добавляет он.
Внедорожник люди, с одной стороны, расценивают как «средство выживания» на дорогах, а с другой — как способ выделиться, показать себя. «Пиво и водка — это хорошее сочетание для того, чтобы вырубить мозг и ни о чем не думать, — это говорит о том, что нет ярко выраженной питейной культуры или она находится в зачаточном состоянии», — сетует психолог.
Максим Косов
Фото thinkstockphotos.com