В центре города рухнул кран, подкинув многотонный КамАЗ на 3 метра в воздух. Два месяца назад рухнувший кран оборвал жизнь 30-летнего строителя в «Солнечном». Причиной трагедии тогда стал самовольный монтаж устройства и двукратный перегруз. Что послужило причиной в этот раз — пока неясно. Сами крановщики винят в участившихся авариях халатность коллег, а также грешат на китайскую технику. Продавцы кранов утверждают, что большинство подъемных конструкций на стройплощадках города давно выработало свой ресурс. Что заставляет многотонный краны, обрывая жизни, тянуться к земле, выясняли корреспонденты НГС.НОВОСТИ.
Кранопад-2013. Сигнал о падении строительного крана поступил на пульт дежурного МЧС в минувшую пятницу, 23 августа, в самый разгар обеденного времени — в 14:23. Местом аварии стала набережная Красноярска: перекресток ул. Диктатуры Пролетариата – Дубровинского, где с весны возводятся две элитные 33-этажки. Прибывшим на место ЧП спасателям открылась неожиданная и пугающая картина.
Над двухметровым забором в воздухе кабиной вверх завис многотонный КамАЗ.
Причиной «парения» грузовика стало падение крана, который крепился на машине. Стрела крана рухнула на территорию стройплощадки, оторвав сам грузовик на 3 метра от земли, словно большую детскую игрушку. По данным спасателей, в результате инцидента никто из строителей не пострадал, однако в случае падения крана на проезжающие автомобили последствия могли бы быть плачевны.
Предпоследнее обрушение произошло 31 июня на строительной площадке компании «Монолитхолдинг» в микрорайоне «Солнечный» и закончилось смертью 30-летнего крановщика. По предварительной версии следователей, тогда кран рухнул от перегруза: он упал, поднимая две упаковки металлических прутьев, чей вес на 1 тонну превышал максимально допустимую нагрузку. По уточнению официального представителя компании Натальи Масютиной, вес взятого груза превышал допустимый в 3 раза.
От комментариев по поводу падения автомобильного крана на набережной официальный представитель Енисейского управления Ростехнадзора Наталья Чижикова отказалась, заявив, что никаких писем от строителей в компанию не поступало. В строительной компании «Диалектика», на чьей площадке случилось происшествие, также не захотели дать комментарии.
Мнение крановщиков. Своим видением причин падений кранов с автором поделился крановщик с 7-летним стажем Михаил Дмитриев: «Большинство башенных кранов способно поднимать груз на высоту до 40 этажей. Если крановщик работает по правилам, то с краном ничего не происходит. Основная причина аварий — ненадлежащий монтаж подкрановых путей или превышение грузоподъемности крана». Красноярский крановщик с 6-летним стажем Виктор Гулеев предположил, что причиной частых падений стало повсеместное использование китайских кранов, «в которых, может, какой-то другой металл», а его коллега Иван Хвощевский — напротив, засилье устаревших советских конструкций.
С последним суждением полностью согласился глава торгового дома «Кранснаб» в Красноярске Андрей Димов: «В Красноярске сейчас всего используется 15–20 кранов китайского производства, основная же масса — российские б/у, и их потенциал на сегодня уже исчерпан».
Падают, падают краны. Происшествия на набережной и в «Солнечном» поражают еще и потому, что количество трагедий, связанных с падениями кранов в Красноярске, достаточно большое. Можно книгу написать про то, как падают краны. И, казалось бы, нужно сделать выводы, чтобы избежать этих трагедий, но инциденты все равно стабильно повторяются из года в год.
2010 год. В марте 2010 года башенный кран рухнул на перекресток ул. 9 Мая – Водопьянова. По данным МЧС, упавшая конструкция изуродовала 9 машин, 2 человека в тяжелом состоянии попали в больницу. Причиной падения эксперты назвали «разрыв болтов крепления оснований крана», которые, вопреки российским стандартам, имели «неметаллические включения».
У очевидца трагедии 21-летней Александры Рудиновой воспоминания о том ЧП до сих пор вызывают шок: «Кран мог размозжить целый автобус. Я ехала в маршрутке сразу за пострадавшими машинами. Все произошло за несколько секунд. Водитель резко вывернул руль и затормозил, мы попадали. Когда встали — впереди была груда металлолома и крики людей».
2011 год. После трагедии на перекрестке 9 Мая – Водопьянова мэрия распорядилась проверить все башенные краны российского и зарубежного производства на территории края. Казалось бы, эта мера позволит раз и навсегда избавить Красноярск от «кранопада», но… спустя год, весной 2011-го, трагедия повторилась в микрорайоне «Покровский», где упавший на строительный вагон башенный кран похоронил двоих рабочих. По данным краевого ГСУ СК, на момент трагедии кран эксплуатировался свыше 27 лет.
В конце того же года жертвой крана стала 86-летняя пенсионерка с ул. Кутузова. Старушку в собственном доме раздавил груз, сорвавшийся со стрелы крана и проломивший крышу и перекрытия ее 4-этажки.
Возможный выход. После недавнего падения крана в «Солнечном», когда погиб крановщик, пресс-служба СФУ сообщила, что их студент-пятикурсник Владимир Фощенко разработал систему дистанционного управления грузоподъемными кранами. Суть идеи в том, что управление краном будет осуществляться удаленно.
«На место кабины оператора крана устанавливается 3D HD-видеокамера с поворотным устройством, которое позволяет камере вращаться во всех 3 плоскостях. Оператор крана при этом с помощью пульта дистанционного управления управляет краном», — рассказал изобретатель.
По мнению автора, внедрение этой идеи позволит, как минимум, сохранить жизнь крановщику, но непонятно заставит ли его отказаться от перегруза техники, и уж точно вряд ли эта технология спасет жизнь простых людей, если кран упадет за пределы стройки.
Андрей Ткачук, Антон Понарин
Фото Максима Мельникова (1), mchs.gov.ru (2), celler.ru/forum (3)