Все новости

«Все провалились под лед»: как директор турагентства прошел экстремальный курс выживания в лесу под Красноярском

Группа с инструкторами прожила три дня в лесу с минимальным набором инвентаря и продуктов

Директор турагентства прошел курс «Выжить любой ценой» и рассказал подробности

Поделиться

Директор одного из туристических агентств Красноярска Василий Федюнин, кажется, объездил весь свет — побывал в пятизвездочных отелях Турции, Таиланда и даже постковидной Танзании. Молодой человек активно ведет соцсети и по долгу службы рассказывает о разных видах отдыха. Но каково же было наше удивление, когда директор турагентства начал выкладывать фото не с поездки по системе «все включено», а совсем даже наоборот — оттуда, где «все выключено» — из глухой тайги. Нам стало интересно — а что же там было? Выяснилось, что за трое суток Василий прошел курс «Выжить любой ценой». И какова была та самая цена, он рассказал читателям NGS24.RU на страницах из своего походного дневника.

Курс «Выжить любой ценой» начался ранним пятничным утром. Нас, команду из 20 человек, привезли в район села Маганск в Березовском районе, где начинался наш маршрут. Разгрузились, взяли всё снаряжение, которого было по программе немало — саперные лопаты, топор, пила, котелок, полиэтилен, альпинистские веревки, карабины, запасная теплая одежда и так далее.

Первое задание было довольно простое. Когда мы зашли в лес, нам нужно было развести костер и обустроить привал, разогреть немного воды на костре и попить горячий чай. Там в течение 30–40 минут мы прошли вводный инструктаж и познакомились.

Люди разделились на команды новичков (их было большинство) и специалистов — они ушли по своей программе. Оставшимся было предложено проявить инициативу и выбрать руководителей для двух групп по восемь человек. Заявился сам, чтобы не давать себе расслабиться — мою кандидатуру люди поддержали.

Итак, получаем следующее задание — найти стоянку «спецов», которая должна быть у реки. Признаюсь, у меня есть опыт поиска следов в тайге, поэтому я предложил вести за собой всю команду из 16 человек. Очень упростил задачу свежевыпавший снег — тогда руководство усложнило задачу. Мы должны были идти по сугробам, в стороне от тропинок, обойти лесом населенный пункт по пути. Тут же накидывали новые вводные — например, обрыв лямок на рюкзаках участников. Так мы шли примерно 3–4 часа по тайге, создавая тропу.

Когда подошли к месту, нас остановили и дали 5 минут собрать все ценные вещи в герметичный пакет и выйти к самой реке, за деревьями. Лично у меня было ощущение, что реки еще не вскрыты. Каково было удивление увидеть проталину с открытой водой!

— У нас для вас плохая новость, — сказал инструктор, — вы все провалились под лед и намочили всю одежду. Каждый из вас сейчас должен нырнуть в воду вместе со снаряжением и три раза окунуться с головой!

Всем участникам нужно было окунуться в холодную реку

Поделиться

В этот момент, мне кажется, не все поняли всей серьезности ситуации. Некоторые даже подумали, что это шутка. На что инструктор твердо сказал — не переживайте, искупаются все. Так и произошло!

С этого момента каждый из участников осознал, что их ждет дальше — самое начало маршрута, все мокрые, нужно максимально быстро развести костер, переодеться в какую-нибудь запасную одежду, согреться. Тут мы начали стараться работать как единый механизм, хотя в этот момент, как потом выяснилось, многие засомневались в правильности того, что они пошли сюда.

К этому времени специалисты, которые ушли раньше, уже подготовили для нас переправу через реку. Я снова пошел первый. Оказалось, специалисты плохо натянули веревку — она провисла вместе со мной до реки при переправе. В наказание они также были искупаны в реке в одежде. Более того, инструктор сказал мне, что, сколько человек провисло, столько раз они будут купаться.

После первого же их погружения веревки были натянуты идеально.

Когда сгустились сумерки, нас отправили идти по руслу реки несколько километров и искать лагерь, опознавательный знак — стол на берегу. Наконец, мы нашли лагерь, но это оказалось не всё! Нам сказали сдать всё питание и воду — отдадут только после того, как мы построим себе убежище на ночь. Вигвам называется.

За 10 минут короткий инструктаж по строительству и два часа на всю стройку. На часах полночь. При свете налобных фонарей мы начали строительство. В 2 ночи нам объявили наказание за то, что мы не успели построить. Эту ночь мы должны были переночевать без спальных мешков — на улице было примерно -5… -10 градусов. Также нам запретили использовать налобные фонари — продолжать строительство мы должны были при свете только костра!

Ночлег мы построили к 5 утра. Объявили общий сбор, дали возможность забрать еду и воду, все были предельно голодные. Объявили, что подъем будет в 8 утра. Мы успели поспать примерно полчаса-час перед тем, как с криками «Пожар! Эвакуация! Все на лед!» нам бросили дымовые шашки в укрытие. Мы быстро выбежали — тем, кто спал в обуви, повезло немного больше.

Дальше было веселее! Нам сказали:

— Плохая новость, ваш лагерь сгорел полностью, до обеда этого дня вы живете только с тем, что есть у вас в карманах и при вас. Вы должны пойти в тайгу и за 2 часа построить односкатное укрытие, развести костер и постараться поспать до 8 утра.

Организм не понимал, что происходит: все уставшие, не выспались, но мы четко следовали указаниям инструкторов. Постепенно стало приходить понимание, что ничего невозможного нет, когда нет другого выбора! Через час у нас уже было готово небольшое укрытие с лапником на земле, костер, и мы даже умудрились немного поспать.

Дальше целый день у нас был инструктаж по военному альпинизму, создание обвязки, вязание узлов. И все это проходило уже в районе нового укрытия, которое мы соорудили с утра.

В обед нам дали возможность по одному человеку от команды сбегать в старый лагерь, набрать еды на обед и перекусить команде. С обеда до позднего вечера мы отрабатывали навыки в горах. Когда вернулись в сумерках в лагерь, нам напомнили, что ночью весь наш лагерь сгорел, и теперь нам нужно на вторую ночь построить сугроб для ночлега на 16 человек!

Каким образом его строить, не было четких указаний, поэтому мои знания из интернета снова пригодились. Хорошо, что до этого я посмотрел ролики на YouTube. Строили сугроб мы практически без остановки, с 12 ночи до 6 утра.

Вторая ночь уже реально показала запас прочности многих участников — некоторые стали ворчать, отлынивать от работы. Сугроб получился удачный — поспать удалось еще 2 часа.

Утро, подъем, инструктаж. Методология разведения костра без спичек, каждый участник должен был развести свой индивидуальный костер. Все освоили! Третий день был не менее интенсивный, чем первые два, организм находился в постоянном состоянии готовности к любым внешним условиям.

Следующее задание. Потерялся человек? Идем искать! Находим в снегу в яме, нужно эвакуировать, оказать первую медицинскую помощь — инструктаж по тактической медицине!

Человек провалился под лед? Изучаем техники правильного спасения и согрева на льду.

Участники на практике осваивали навыки спасения людей

Поделиться

Завершением третьего дня было задание любым доступным способом доставить пострадавшего к людям и месту эвакуации. Мы приняли решение сделать обвязку на турковрике в спальнике, положить на полиэтилен, обмотать и тащить волоком! Пригодилось знание узлов, мы использовали узел «заячьи уши», что позволило сразу большому количеству людей с двух сторон от веревки держаться и тащить человека.

К вечеру мы добрались до конечной точки. Когда очутились в автобусе, у многих закончился ресурс — люди отключались и засыпали.

Мои выводы:

1. Команда всегда эффективнее!
2. Когда заканчиваются силы — открывается скрытый ресурс!
3. Нет ничего невозможного, есть только твои страхи и предрассудки.
4. Паника в случае экстремальной ситуации — твой злейший враг.

P.S.: Как говорят, первые сутки ты сходишь с ума и думаешь, зачем все это надо, на вторые тебе начинает нравиться, на третьи приходит адаптация. Мне было комфортно сразу, дали бы только немного больше поспать…

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Станьте автором колонки.

Почитайте рекомендации и напишите нам!