Развлечения «Район № 9»: негры брезгуют с ними жить

«Район № 9»: негры брезгуют с ними жить

Представителей внеземной цивилизации поселили в трущобы и сделали отбросами общества

Первый контакт землян с внеземной цивилизацией пошел совсем не так, как ожидалось. Инопланетяне не приземлились на лужайке в Вашингтоне, не дождались приветствия президента, не завязали перестрелку с военными, никого не съели, не стали воскрешать мертвецов — и телеграмму от межгалактического совета, приговаривавшую землян как агрессивный вид к уничтожению, тоже не доставили. Космический корабль завис над Йоханнесбургом, став не столько началом новой эры, сколько экзотической и малопонятной проблемой африканской страны, чем-то вроде сомалийских пиратов. Инопланетные гости больше всего похожи на доктора Зойдберга из «Футурамы» — суставчатые прожорливые моллюски в человеческий рост, диковатые, неспособные к коммуникации.

Эксперты считают, что прилетевшие на Землю существа — представители низшей касты, что-то вроде рабочих муравьев, не способных к разумной организации без оставшихся где-то в космосе лидеров. Их заселяют в огороженный переселенческий лагерь под Йоханнесбургом, тот самый район № 9. Гетто быстро превращается в трущобы с картонными домиками и грудами мусора, в которых копошатся инопланетные гости, дерясь за лакомый кусочек. За 20 лет связи с внешним миром у девятого района установились исключительно криминальные: вокруг гнездится местная мафия, выторговывая инопланетную боевую технику за кошачьи консервы.

«Район № 9» — кино со сравнительно скромным бюджетом (30 миллионов долларов), с неизвестными актерами и двадцатидевятилетним режиссером из ЮАР Нилом Бломкампом. Впрочем, в качестве одного из продюсеров этого фильма с множеством неизвестных числится всеми любимый и уважаемый Питер Джексон. Идея же «Района № 9» выросла из короткометражки Нила Бломкампа Alive in Joburg, которую можно найти на YouTube.

Как и короткометражка, фильм стилизован под документалистику — с зернистой дрожащей картинкой. Он начинается с нарезки интервью с простым народом («Йоханнесбург не резиновый!») и комментариев экспертов. А затем переходит в протокольную съемку визита чиновника — главного героя — в район № 9. Герой — недалекий и продвинувшийся по службе благодаря родству — немножко стесняется камеры, много говорит и смеется (например, рассказывая, как лопаются яйца с детенышами инопланетян, когда их сжигает госслужба контроля над рождаемостью), сует на подпись недоумевающим моллюскам уведомления о выселении. Бюрократическая процедура закончится неприятным инцидентом, после которого герою придется узнать жизнь моллюсков-нелегалов гораздо ближе, чем хотелось бы.

Вслед за другой фантастикой, стилизованной под репортаж и со сравнительно небольшим бюджетом, — «Монстро», — «Район № 9» раскручивался через вирусный маркетинг. Но если «Монстро» был чистым аттракционом, прибытием поезда, то «Район № 9» строится на ясной метафоре: инопланетяне здесь — нелегальные мигранты с той же репутацией, которую где-то держат арабы, где-то цыгане, где-то гастарбайтеры из Средней Азии… Они торгуют всякой дрянью, могут поджечь автомобиль, могут отобрать мобильник, не желают учить ни местный язык, ни местные правила приличия. На обыгрывании темы сегрегации строится и рекламная кампания фильма — от плакатов «Инопланетянам вход запрещен» до официального сайта с отдельным входом «Для людей» и «Для не людей».

Кстати, быт инопланетян и неизбежная бойня ближе к финалу показаны с трэшевым задором молодого Питера Джексона (у которого до «Властелина колец» была и «Живая мертвечина»).

В ротовые дыры инопланетян смачно уходят шматы сырого мяса, объектив камеры вечно забрызган кровью и прочими жидкостями, будет также зрелищный процесс мутации человека, подцепившего инопланетную заразу.

Сам фильм тоже является результатом жанровой мутации. Стилизацию под репортаж скрестили с физиологическим трэшем, а злобную сатиру в духе «Саус Парка» — с фантастикой стандартно-голливудского формата. Во второй половине фильма части начинают потихоньку расползаться в разные стороны. Трэшевый боевик звереет и веселеет, глазастый детеныш пришельца пытается сбежать к Спилбергу, оператор псевдорепортажа следует за героем, который вообще-то остался в одиночестве, уже без всякого предлога, а некоторые сюжетные связки становятся рискованно хлипкими. Достигнутая в первой половине фильма аутентичность — и мрачной йоханнесбургской помойки, и весьма убедительных моллюсков, и сплошь некинематографических лиц в кадре — с трудом склеивается с неуклюжей фантастической линией, в которой инопланетянам дают продемонстрировать и интеллект, и вполне человеческие чувства и ценности.

Тем не менее «Район № 9» переживает эти потери и напрашивается в десятку лучших — фантастических, по крайней мере, — фильмов года: из небольшого бюджета выжата максимальная зрелищность, а тема инопланетян давно не выглядела так свежо и неглупо.

Елена Полякова

Фото kinopoisk.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства