Главная премьера недели — «Звездный путь» (Star Trek) — космическая фантастика с бюджетом в 150 миллионов долларов. Новый релиз стоит на двух мощных опорах. Во-первых, о вселенной Star Trek хотя бы краем уха слышали все. Во-вторых, режиссером, которому доверили реанимацию космического монстра, стал Джей Джей Абрамс, — человек, который придумал сериал «Остаться в живых» и киноэксперимент «Монстро». Как режиссер, Абрамс до этого работал над третьей «Миссия невыполнима» (кстати, ее писала та же команда сценаристов, что и новый «Звездный путь»).
Star Trek изобрели, разумеется, в 60-е годы, — тогда у землян было особое чувство космоса, ныне утраченное. За сорок с лишним лет Star Trek стал целой вселенной с армией поклонников, располагающих десятью полнометражными фильмами и шестью сериалами — и это не считая фан-арта, игрушек, книг и так далее.
Впрочем, воскреситель «Звездного пути», режиссер Джей Джей Абрамс подчеркивает в интервью, что новый релиз должен понравиться, прежде всего, современным подросткам, ничего о культовой франшизе не знающим. С другой стороны, в тех же интервью подчеркивается, что команда, делающая новый Star Trek, знает и любит старый — и обещает не разочаровать поклонников.
События в фильме предшествуют началу самого первого сериала, с которого все началось в 1966 году; ну а для главных героев это тома «Отрочество» и «Юность». Нам представляют — церемонно, вплоть до экскурсов в детство, — ключевых персонажей. Будущий капитан Кирк (Крис Пайн), сын героя, голубоглазый красавец и бунтарь, без причины устраивает в баре драку с курсантами Звездного флота. Прервавшее драку начальство курсантов предлагает Кирку взяться за ум, вспомнить папу-героя и послужить стране. Кирк в ответ очаровательно хамит — но ясно, что космос зовет.
В Звездном флоте курсант Кирк будет демонстративно грызть яблоки на лекциях и допекать инспектора Спока (Закари Куинто). Спок — болезненно переживающий свое смешанное происхождение сын землянки и остроухого выходца с планеты Вулкан. На Кирка Спок, которому — как полувулканцу — вообще не полагается испытывать эмоций, ябедничает с таким удовольствием, что ясно: это начало прекрасной дружбы. Из-за споковского ябедничества Кирка оставляют на базе, когда все остальные курсанты погружаются в вызывающий всеобщий восторг новенький корабль «Энтерпрайз» и улетают на сигнал бедствия. Кирк, разумеется, догонит — у него впереди две миссии.
Во-первых, схватка с местным галактическим сумасшедшим (Эрик Бана), сверлящим повсюду черные дыры. Во-вторых, он сам должен стать из корабельного попугая, симпатичного, но вредного, настоящим капитаном.
Надо отметить, что отсутствие на борту межпланетного корабля стопроцентно известных звездных лиц всегда очень красит фантастику. С участием томов крузов опасное путешествие начинает комическим образом наводить на мысли о космическом туризме. И в «Звездном пути» незатасканность лиц прекрасно работает на свежесть впечатлений. Самые известные здесь — комик Саймон Пегг («Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые»), Брюс Гринвуд («Тринадцать дней», «Я, робот»), Эрик Бана («Троя»). В совсем эпизодических ролях мелькают Вайнона Райдер в возрастном гриме (мать Спока) и Дженнифер Моррисон из «Доктора Хауса» (мама Кирка). Есть также Антон Ельчин («Альфа-дог»), симпатичный голливудский юноша русского происхождения, здесь играющий нервного вундеркинда по фамилии Чехов. Для поклонников приглашен Леонард Нимой, игравший Спока ранее, а здесь изображающий героя в старости.
Новый проект Абрамса не совершает никаких революций — он просто пересказывает старую фантастику самым ясным и эффектным для современного зрителя языком. С одной стороны, Star Trek отдает должное древним космическим сагам. В стиле ретро здесь — радостный энтузиазм по поводу начала смертельно опасных приключений, жонглирование техническими подробностями «скачков», «защитных щитов» и прочего. С другой стороны, на уровне зрелище новый «Звездный путь» — новенькая современнейшая игрушка.
Похоже на подход Спилберга-Лукаса к четвертому «Индиане Джонсу» — только драйв и хватка у находящегося на пике Адамса, разумеется, совсем другие, и ясно, что это не конец, а только начало.
Игрушка вышла огромной — от масштабных космических видов этой оперы хочется сказать «ух!», — напористой и стильной. Зрелищность ни на секунду не обманывает ожиданий, и история держит идеальный ритм, диалоги остроумны — сплошное удовольствие. Но актеры все равно кажутся всего лишь костюмированными сотрудниками потрясающего аттракциона, и остается дискуссионным вопросом наличие у этой красивой машины живой души (которая, если говорить о более-менее свежей фантастике, была, например, у «Миссии «Серенити» другого телевизионного гения Джосса Ведона). Новый фильм, кажется, гораздо естественнее обязательно увидеть на большом экране, чем умиленно пересматривать на DVD.
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru