![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Многие западные критики включили «Миллионера из трущоб» в список лучших фильмов прошлого года. Фильм уже собрал «Золотые глобусы» за лучшую драму, лучшего режиссера, сценарий и саундтрек. Кроме того, фильм претендует на десять «Оскаров» (за лучший фильм, режиссера, адаптированный сценарий, монтаж, оператора и прочее). В последние годы режиссер «Миллионера» Дэнни Бойл (которому для места в истории уже хватило «На игле»: символа крутого британского кино и заодно — поколения 90-х) искал новые средства самовыражения то в зомби-антиутопии («28 дней спустя»), то в Кубрике («Пекло»).
Но только «Миллионер» — фильм про Индию, полностью укомплектованный индийскими актерами и сюжетными поворотами в духе «Я твой брат!», — попал в редкий пример кино, которое потенциально должно зацепить кого угодно — от ребенка до доктора наук. То есть — квинтэссенция самого понятия «кино».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Главный герой — Джамаль Малик, сирота из бесконечных километров картонных домиков в трущобах Мумбаи, дослужившийся до экзотической профессии «помощник телефонного приставалы», в прямом эфире отвечает на вопросы наглого и лощеного ведущего индийской версии «Кто хочет стать миллионером?». Сцены в телестудии перемежаются сценами допроса Джамаля в полицейском участке (с применением пыток). Джамаля подозревают в мошенничестве — откуда у полуграмотного бомжа такая эрудиция?
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Сама же история Джамаля, пухнущая от приключений и опасности как зачитанная в детстве книжка, рассказана в форме флэшбэков. Не все люди в этом мире, знаете ли, наращивают «кроссвордную» эрудицию, штудируя энциклопедии. Знания Джамаля, которые вывели его в финал телевикторины, приобретены случайно и оплачены очень дорого. Вот, например, герой отвечает на вопрос о канонах изображения бога Рамы. На зрителя обрушивается шумный, яростный, бешено разноцветный, с криками и погонями по трущобам флешбек из детства героя. Флешбек завершается фразой: «Если бы не Рама и не Аллах, мама до сих пор была бы жива». То же самое могут сказать многие герои теленовостей из горячих точек.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Дэнни Бойл снял сказку для всей семьи, держащую зрителя за шкирку так же крепко, как проверенная классика приключенческого жанра. Раньше сказки рассказывали про старую (не)добрую Англию или дикий Запад, ну, а теперь наступила глобализация.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Глобальный мир в «Миллионере» это — кока-кола и Тадж-Махал, слепой индийский попрошайка, умеющий по запаху различать номинал долларовых купюр, играющие в трех мушкетеров дети из трущоб Мумбаи и способность черпать вдохновение тазиками одновременно из индийского и западного кино. Фильм практически начинается с забавной цитаты из хичкоковского «К северу через северо-запад», в которой Кэри Грант распадается на стайку смуглых детишек, а завершается убойным музыкальным номером из индийского кино. И, наконец, сама «телевизионная» упаковка сюжета (которая заведомо вызывает отторжение, — хотя оказывается свежим способом сделать неоригинальную историю непредсказуемой). Вот главный парадокс современного путешественника: другая культура — как будто другая планета, — а франшизные телешоу везде оказываются одинакового градуса омерзительности.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Как и принято в глобальном мире, главным, дающим силу и власть, сокровищем, которое по зернышку собирает герой, в «Миллионере» оказывается информация. В западной цивилизации информация, как важнейший ресурс, на бытовом уровне в последнее время немножко обесценилась (все можно спросить у Google). Но «Миллионер», как заскучавшие в цивилизации первопроходцы прошлых веков, отправляется туда, где информация по-прежнему недоступна и стоит дорого.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Можно возразить, что для семейной сказки «Миллионер» чересчур жесток. Тут много сентиментальных трогательностей и откровенного фарса, тут яркие краски и сумасшедшие приключения. Но одновременно тут калечат и продают детей, живут в тесноте, дерьме и нетерпимости, а одной из жанровых составляющих является классическая криминальная драма о становлении гангстера — с первыми трупами и первыми предательствами. Но «Миллионер» ничуть не более жесток, чем, скажем, «Оливер Твист».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
И, несмотря на жестокость и на то, что сценарист Саймон Бофой интервьюировал уличных детей (очень простые индийские детки заняты и в главных ролях), это — не кино про «правду жизни».
Это явно не избежавшая синдрома развесистой клюквы, не претендующая на смысловые глубины «голливудская сказка» — в самом положительном и классическом смысле слова. Несущаяся через пеструю, галдящую толпу камера, быстрый монтаж, буйное разнообразие «картинки» — от крупного плана печальных глаз Джамаля до бомбейских панорам с высоты птичьего полета, — все это именно взгляд очумевшего от впечатлений белого человека, туриста, не знающего, куда смотреть. «Когда сцену пытки показали на Западе, все подумали, что это про Гуантанамо, но в Индии пытка воспринимается как часть культуры, как и взяточничество», — рассказал Дэнни Бойл в одном из интервью.
Впрочем, сказка о злоключениях сиротки среди злых людей была банальной еще тогда, когда на месте Голливуда и Болливуда находились экологически чистые природные зоны. Все восторги по поводу «Миллионера» относятся к умению сценариста Бофоя и режиссера Бойла рассказать эту наивную сказку с вневременной увлекательностью и очень современной бешеной динамикой. Местами «Миллионер» дает такой выброс адреналина, как будто зритель не следит за смертельно опасными приключениями вымышленного большеглазого крошки, а сам поставил на кон двадцать миллионов рупий. Одним словом, действительно, — отличный киноаттракцион, оправдывающий навешанные на него восторженные ярлыки.
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru