27 октября среда
СЕЙЧАС -2°С

«Ученые будущего» расширяют границы

В летней школе для старшеклассников состоялась финальная защита научных проектов

1 233

Поделиться

На участие в летней школе «Ученые будущего» было подано около 400 заявок

На участие в летней школе «Ученые будущего» было подано около 400 заявок

Поделиться

Полезные каникулы — тренд последнего времени, который активно поддерживают красноярские старшеклассники. С каждым годом всё больше школьников выражают желание прокачать полезные навыки в летнее время. В этом году на участие в летней школе «Ученые будущего» было подано около 400 заявок. Летний проект для технически одаренных старшеклассников Красноярска и края второй год подряд организуют благотворительный фонд «СГК — Согреваем сердца» и интерактивный музей науки «Ньютон-парк». Ученики 8–10-х классов, победившие в серьезном отборе, две недели жили и учились на базе отдыха в поселке Удачный. В завершение учебы они защитили свои проекты, которые разрабатывали во время всей смены.

Отборы в летнюю школу «Ученые будущего» начались еще весной и проходили по трем направлениям: инженерия и протипирование, физика и математика, программирование и микроэлектроника. В мае по итогам теста отобрали 120 человек — по 40 участников на каждое направление. Затем был финальный — очный — тур отборов, где принимались во внимание так называемые soft skills — гибкие навыки: умение работать в команде, лидерские качества, навыки презентации, организаторские способности. По итогам финального тура были выбраны по 16 человек на каждое направление. В школе ребят объединили в 4 команды по 12 человек — так, чтобы в каждой команде оказалось четверо инженеров, четверо физиков-математиков и четверо программистов.

Для начала ребятам предложили разработать вводный проект, целью которой было создание катапульты. Ребята должны были построить такое устройство, которое могло бы производить выстрелы, меняя угол направления и начальную скорость. Проект предполагал разные задачи: как физикам для расчетов, инженерам для того, чтобы собрать саму конструкцию, так и программистам, чтобы разработать электронный модуль для считывания скорости.

Следующий проект — запуск ракеты. За три дня, отпущенных на решение этой задачи, ребята разработали стартовый стол, саму форму ракеты и полезную нагрузку — парашют, чтобы после запуска спасти ракету.

И, наконец, финальный проект — запуск стратостата на высоту более 20 км. В течение двух дней утром и вечером каждая команда выезжала и запускала свой зонд. Причем при разработке стратостата, кроме базовой задачи (измерения температуры и давления), у каждой команды была своя научная миссия: измеряли наличие и распространение газов в атмосфере, выработку электроэнергии на солнечных батареях, испытание системы термостатирования, условия работы аккумуляторов.

— Основная цель этих проектов — дать ребятам представление о том, как в реальном научном мире реализуются интересные прикладные задачи, — считает директор летней школы «Ученые будущего» Иван Тимофеенко. — Сегодня для профессионального успеха нужно иметь не только определенный багаж знаний, но и умение работать командами, договариваться, распределять время, исправлять ошибки.

В преподавательском составе школы в этом году, как и в прошлом, — преподаватели и ученые из Сибирского федерального университета, научных инженерных площадок «Ньютон-парк» и «Кванториум», Института физики им. Л. В. Киренского СО РАН.

Как говорят преподаватели, участники в этом году очень сильные, самодостаточные: не хотят поддержки, а стремятся всё делать самостоятельно.

— В первые дни казалось, что дети прямо выдающиеся, очень сильные — и от этого очень самоуверенные. Даже волонтеры — ребята, которые были учениками летней школы в прошлом году, говорили, что нынешние участники умнее, боялись, что будет тяжело, — рассказывает преподаватель инженерного направления, куратор третьей команды, сотрудник технопарка «Кванториум» Андрей Пирогов. — Но в определенный момент всё встало на свои места — им пришлось друг с другом качественно коммуницировать, тем, кто ссорился, пришлось мириться и действовать сообща. Таким образом, ребята поняли, что важно уметь работать в команде. Для меня эта школа — даже не про науку в первую очередь, а про саморазвитие. Для меня важно, насколько ребята вырастут сами над собой, и, на мой взгляд, за эти две недели они серьезно выросли.

Участница четвертой команды Арина Алексеенко признается, что сложностей в работе было много. Но труднее всего ребятам дался точный расчет с физической точки зрения.

— Мы не могли достоверно просчитать, как пройдет запуск. И когда уже запуск был произведен, оказалось, что наши расчеты отличаются от реальных данных, — признается Арина. — Мы высчитали погрешность между нашими измерениями и реальными и учли это в дальнейшем.

Девушка говорит, что хочет дальше развиваться в направлении информационных технологий, потому что видит в этом огромную перспективу.

— Я хотела бы поступить в Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики или в МФТИ. И после учебы в летней школе я уверена, что у меня это обязательно получится! — говорит Арина.

Самая младшая участница летней школы восьмиклассница Даша Тарасенко представляет направление программирования и микроэлектроники.

— В начале года я начала ходить на занятия по робототехнике, и эта тема меня очень увлекла. Настолько сильно меня еще ничто не затягивало, — говорит Даша. — Узнав, что летняя школа проводится второй раз, я решила попытать свои силы. Многие не знают о том, что в технике тоже есть творчество, а здесь дают представление об этом. Мама поддерживает меня во всех моих начинаниях, но она думала, что мне всё это быстро надоест и я всё брошу. Но так не произошло, школа еще больше укрепила во мне желание развиваться в этом направлении.

Заместитель генерального директора Сибирской генерирующей компании Анастасия Дьякова отметила, что очень довольна и сегодняшними защитами проектов, и тем, что организаторы учли те недочеты, которые были в прошлом году.

— Наша большая главная идея — пробудить в школьниках жажду знаний, позволить им осознать, что образование — это нескучно, это ново и современно, что в образовании есть творчество и перспектива. Мы считаем, что с развитием этого проекта укрепляем образовательный фундамент нашей страны и в долгосрочной перспективе делаем большой вклад в развитие инженерных кадров страны, — убеждена Анастасия Дьякова.

В этом году проект «Ученые будущего» расширяет свои границы. Следующий учебный модуль впервые будет проходить за пределами Красноярска — в городе Назарово. Занятия начнутся в конце сентября, и ребята будут заниматься одновременно с основным учебным процессом. После завершения программы в Назарово «Ученые будущего» вновь вернутся в Красноярск, где пройдут два образовательных модуля.

Как отмечают организаторы, интерес к проекту растет: социологический опрос показал, что о программе «Ученые будущего» знают уже 25% красноярцев.

— Это говорит о том, что мы попали в интересы людей, а проект необходимо продолжать и развивать, — уверена Анастасия Дьякова.

Новости компаний

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Loading...
Loading...