Все новости
Все новости

«Растим дворянок и настоящих мужчин»: идём в лицей, где мальчики и девочки учатся в разных классах

В лицее № 103 Железногорска ввели раздельное обучение 29 лет назад

Лицей открылся в 1988 году и уже через год объявил о наборе раздельных классов

Поделиться

В этом году своё 30-летие празднует лицей № 103 в Железногорске. Школа известна тем, что здесь учатся отдельно классы мальчиков и классы девочек. Мы прогулялись по учебному заведению и узнали, как вдали друг от друга воспитывают благородных «дворянок» и настоящих мужчин.

Лицей открылся в 1988 году — в новом микрорайоне возле городского озера. В первый год работы набрали 13 первых классов. Тогда детей решили разделить — сначала хотели по типу темперамента, потом решили — по полу.

— Мальчики и девочки талантливы, но к знаниям они идут разными путями, — сообщает директор лицея Елена Дубровская.

Директор лицея Елена Дубровская считает, что мальчики и девочки по-разному усваивают новые знания

Директор лицея Елена Дубровская считает, что мальчики и девочки по-разному усваивают новые знания

Поделиться

Родные и знакомые привозят директору статуэтки мальчиков и девочек из разных уголков планеты

Родные и знакомые привозят директору статуэтки мальчиков и девочек из разных уголков планеты

Поделиться

По новой системе начали работать уже на следующий год — набрали 9 классов, еще через год — 7. Потом школа оказалась переполнена и совет депутатов запретил брать больше 3 классов. Сейчас каждый год школа набирает три класса в параллели: класс «Д» — девочек, «М» — мальчиков и «А»-класс — смешанный. Родители сами решают, в какой из них пойдёт ребенок.

Поначалу в класс «М» шли неохотно, зато сегодня за местами в элитных «М» и «Д» выстраивается целая очередь. До 1 июля поступают дети по прописке, после — все желающие. К этому моменту мест, как правило, остается немного. Чтобы попасть в заветный список, некоторые даже меняют квартиры или прописывают детей у знакомых и родственников.

Смешанные классы легко отличить в столовой — даже там они сидят вместе 

Смешанные классы легко отличить в столовой — даже там они сидят вместе 

Поделиться

«Их уже в детсаду унизили»

Это урок английского во 2-м «М» классе. Учитель повторяет с детьми алфавит, поет песни и играет в игры. За тридцать лет работы с раздельными классами в школе разработали целый список рекомендаций, как надо воспитывать детей разных полов.

Мальчики лучше усваивают темы, когда есть наглядный материал

Мальчики лучше усваивают темы, когда есть наглядный материал

Поделиться

Учеников-мальчиков нужно все время чем-то занимать

Учеников-мальчиков нужно все время чем-то занимать

Поделиться

Мальчики, например, медленнее включаются в работу и объяснять новый материал можно только на 20-й минуте занятия. Будущим мужчинам нужно больше нестандартных логических заданий и меньше повторений пройденного материала. Они лучше понимают, когда есть наглядный материал, и отлично справляются с работой в одиночку.

— Для меня мальчики более неуправляемые, но это неплохо на самом деле. Просто их активность нужно постоянно куда-то направлять, держать их в деятельности, применять энергию, во что-то играть, — говорит преподаватель английского языка Олег Смирнов.

Мальчикам можно не следить за чистотой письма — для них это не главное

Мальчикам можно не следить за чистотой письма — для них это не главное

Поделиться

Есть у мальчиков и свои «минусы» — может страдать аккуратность и чистота письма. Считается, что им от природы несвойственно обращать внимание на такие мелочи, поэтому и оценки за грязь в тетради не снижают. Ругать будущих мужчин категорически запрещено.

— Я всегда учителям говорю: «Ни в коем случае ни вздумайте унижать мальчика, его и так уже унизили в детсаду, посадив на горшок рядом с девочкой! Он не понимает еще этого, но на генном уровне его уже унизили». С мальчиками нельзя так поступать, — говорит директор.

Учитель всегда должен быть вежлив с ребёнком

Учитель всегда должен быть вежлив с ребёнком

Поделиться

Называют «дворянками»

Совсем другая обстановка в классе у девочек. Это 1-й «Д» — крохотные малютки в васильковых платьях старательно решают свои первые примеры на уроке математики. Для девочек важен комфорт и тепло, поэтому в классе тщательно следят за температурой, а на стулья сшили специальные подушки, чтобы было не холодно сидеть в юбке без колготок.

В классе у девочек обязательно должно быть тепло

В классе у девочек обязательно должно быть тепло

Поделиться

Чтобы материал запомнился, девочкам нужно много раз повторить его

Чтобы материал запомнился, девочкам нужно много раз повторить его

Поделиться

Девочки, в отличие от мальчиков, учатся «ушами» — им нужно много раз повторять одно и то же, давать алгоритмы и готовые схемы решения. Девочки не выдерживают быстрый темп и им необходим более размеренный ритм урока. Они больше внимания уделяют эмоциям, аккуратности и чистоте письма. Зато соревновательный дух здесь выше.

— Конкуренция у девчонок в классе всегда больше. Мальчишки рекорды ставят сами с собой, они сравнивают себя — вчерашнего и сегодняшнего. Я преодолел что-то — я молодец. А девочки ориентируются на социум — у подруги больше, лучше, краше — и мне надо так же! — рассказывает школьный психолог Елена Владимировна.

В классе у девочек всегда большая конкуренция

В классе у девочек всегда большая конкуренция

Поделиться

Если девочка не выдерживает конкуренции в раздельном классе, родителям могут посоветовать перевести ребенка в смешанный класс

Если девочка не выдерживает конкуренции в раздельном классе, родителям могут посоветовать перевести ребенка в смешанный класс

Поделиться

Подтверждают слова психолога и сами ученицы. В 8-м и 9-м «Д» рассказывают, что в классе у них никогда не бывает спокойно. Часто ссорятся по пустякам — когда кто-то перевешивает вещи в раздевалке или не даёт мячик на физкультуре.

На физкультуре без мальчиков девочкам очень комфортно — меньше риска пострадать от внезапно прилетевшего мяча

На физкультуре без мальчиков девочкам очень комфортно — меньше риска пострадать от внезапно прилетевшего мяча

Поделиться

В самой школе девушек из раздельного класса негласно называют «дворянками». К 4-му классу все заканчивают «школу искусств» — умеют петь в хоре, разбираются в фольклоре и танцуют вальс. Так как в городе нет Мариинского училища, местные кадеты регулярно приглашают благородных дам из лицея к себе на танцы.

С 1-го по 4-й класс в лицее № 103 все заканчивают школу искусств

С 1-го по 4-й класс в лицее № 103 все заканчивают школу искусств

Поделиться

«Девочка — умница, мальчик — дурак»

Что происходит, когда мальчики и девочки учатся вместе? В школе уверены, что это ведет к неминуемому «перекосу».

— Когда ребенок приходит в первый класс, девочке и мальчику — 7 лет, но физиологически мальчику — 5, он не наигрался в детском саду, он вообще физиологически отстает от девочки, — говорит директор.

— Очень часто в 1-м классе можно наблюдать такую ситуацию. Девочка сидит с мальчиком. Девочка, как правило, — отличница с большими бантами, а мальчик — лодырь, которого надо подталкивать. И девочка начинает этим активно заниматься. Потом мы на них смотрим, вот они выросли — чем занимаются? Девушка постоянно подпихивает парня, — добавляет школьный психолог.

По словам педагогов, мальчики и девочки приходят в школу с разным уровнем подготовки, поэтому учить их вместе не рекомендуется

По словам педагогов, мальчики и девочки приходят в школу с разным уровнем подготовки, поэтому учить их вместе не рекомендуется

Поделиться

Показательный эксперимент провели в школе среди учеников 1-го класса. Детей попросили нарисовать человека. Результат подтвердил догадки педагогов.

— 1 «Д» — девочки, рисуют девочку — рюши, банты. Класс «М» рисует мальчиков. В смешанном классе часть мальчиков, поглядывая на авторитарную соседку, рисует девочку. Она нарисовала девочку, значит, сейчас у нее будет всё правильно, я тоже себе нарисую девочку. Для девочки это норма — нарисовать мальчика, а вот для мальчика нарисовать девочку — нет. Это значит, что девочка уже подавила его, и он сделал как она, — говорят педагоги.

Если попросить мальчика нарисовать человека, он может нарисовать девочку, глядя на рисунок соседки

Если попросить мальчика нарисовать человека, он может нарисовать девочку, глядя на рисунок соседки

Поделиться

Еще одна проблема смешанного класса, по мнению психолога, — отсутствие «понимания разницы полов». От девочек, например, часто можно услышать фразу: «Это не мальчики, это одноклассники». Случается это потому, что «там уже всё видели» и потеряли интерес.

— Я смотрю — девчонки сидят с «Д»-класса и мальчишки к ним приходят из «А»-класса. Они и так и эдак перед ними. Я говорю: «Мальчишки, у вас там своих девчонок полный класс». — «Да ну что это за девчонки?». Вот и все. Никакой загадки там уже нет, — говорит психолог.

В смешанном классе парни и девушки часто воспринимают друг друга не как представителя противоположного пола, а как «одноклассника» и «одноклассницу»

В смешанном классе парни и девушки часто воспринимают друг друга не как представителя противоположного пола, а как «одноклассника» и «одноклассницу»

Поделиться

«В 10-й класс идут только из раздельного»

Мальчики и девочки из лицея № 103 учатся раздельно вплоть до 9-го класса. В 10-м происходит перераспределение — учеников делят уже не по полу, а по направлению подготовки — техническое, гуманитарное, естественно-научное. По словам психолога, к этому моменту парни и девушки выравниваются в развитии и могут учиться вместе.

— Они уже сформированные к 10-му классу, со своими устоявшимися принципами. Мальчики уже догнали девочек и перегнали, поэтому комфортно себя чувствуют. Девочки уже тоже себя начинают видеть немного иначе. Когда они учатся вместе, то видят косяки друг друга на протяжении всех этих лет и приходят в 10-й класс с этим «багажом». Вспомните, когда взрослые люди ссорятся, они уже подспудно начинают вспоминать прошлое и тянуть его в настоящее. Это и происходит в 10-м классе. А тут дети начинают с чистого листа — абсолютно ценностный взгляд у девочек на мальчиков и у мальчиков на девочек, а не «эти дуры» и «дураки», — говорит психолог.

К 10-му классу парни догоняют и даже перегоняют в развитии девушек

К 10-му классу парни догоняют и даже перегоняют в развитии девушек

Поделиться

17-летний Даниил в этом году перешел из класса мальчиков в смешанный 10-й класс и уже успел заметить разницу.

— Первый месяц было непривычно, что в классе есть девочки. Не то чтобы отвлекает, но когда ты в мужском коллективе — это совсем другое. В классе «М» ты сконцентрирован полностью на учебе — учишься, развиваешься и получаешь нужные знания. А с девочками нужно вести себя более прилично и сдержанно, первое время приходилось постоянно следить за речью, — рассказывает десятиклассник.

Даниил учился в «М» классе и считает, что там можно полностью сконцентрироваться на учёбе

Даниил учился в «М» классе и считает, что там можно полностью сконцентрироваться на учёбе

Поделиться

Заметили в школе и другую забавную закономерность — в 10-й класс идут в основном парни из раздельного класса, а из смешанного чаще уходят учиться в техникумы. Так, например, образовался 10-й «М» с углубленным изучением физики — парни перешли на следующую ступень практически в неизменном составе, добавилось лишь 7 девушек. Они тоже сразу заметили разницу — парни лучше разбираются в физике и при них нельзя «поправляться».

В 10-м «М» классе 20 парней и всего 7 девушек

В 10-м «М» классе 20 парней и всего 7 девушек

Поделиться

«А как они будут потом?»

На сегодняшний день по пути раздельного обучения идут около 600 школ России. Однако есть у него и масса противников, например директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких. Хватает скептиков и среди родителей. Аргументация у всех одна: «А как они будут потом?».

— У всех один вопрос — а как они будут потом? Когда потом? Они уже сейчас взаимодействуют абсолютно нормально. Они общаются на переменах, кружках, праздниках, вместе ходят в походы. Только на уроках мы их разводим, — говорит психолог.

Мальчики и девочки только учатся в разных классе, но на всех остальных мероприятиях хорошо общаются

Мальчики и девочки только учатся в разных классе, но на всех остальных мероприятиях хорошо общаются

Поделиться

Особое отношение к детям из раздельного класса и у сотрудников полиции — к ним всегда особое пристальное внимание.

— У нас если попадают на комиссию по делам несовершеннолетних, обычное дело — паспорт вовремя не получил, гулял поздно, семечки щелкал в подъезде… Первый вопрос — а ты не из раздельного ли класса? — негодует директор.

У раздельного обучения много противников — люди считают, что дети разных полов не научатся общаться друг с другом

У раздельного обучения много противников — люди считают, что дети разных полов не научатся общаться друг с другом

Поделиться

В самой школе отмечают обратную закономерность — дети из раздельного класса показывают более высокие результаты в учебе. За 30 лет здесь выпустилось 333 медалиста. Многие уезжают дальше учиться в Москву и Санкт-Петербург. За выпускниками-парнями следят особенно тщательно.

— У нас есть таблица «Отдаленный результат» — отслеживаем классы мальчиков. Смотрим их через 5, 10, 15 лет, что с ними случилось? Образование — продолжает или нет, как в жизни устроился — комфортно или нет, обязательно — женился или нет. Это очень важно, — говорит директор.

За мальчиками из «М»-класса следят следующие 15 лет после выпуска

За мальчиками из «М»-класса следят следующие 15 лет после выпуска

Поделиться

Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber
, SMS)

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ3
  • ПЕЧАЛЬ1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter