Образование фоторепортаж «Растим дворянок и настоящих мужчин»: идём в лицей, где мальчики и девочки учатся в разных классах

«Растим дворянок и настоящих мужчин»: идём в лицей, где мальчики и девочки учатся в разных классах

В лицее № 103 Железногорска ввели раздельное обучение 29 лет назад

Лицей открылся в 1988 году и уже через год объявил о наборе раздельных классов

В этом году своё 30-летие празднует лицей № 103 в Железногорске. Школа известна тем, что здесь учатся отдельно классы мальчиков и классы девочек. Мы прогулялись по учебному заведению и узнали, как вдали друг от друга воспитывают благородных «дворянок» и настоящих мужчин.

Лицей открылся в 1988 году — в новом микрорайоне возле городского озера. В первый год работы набрали 13 первых классов. Тогда детей решили разделить — сначала хотели по типу темперамента, потом решили — по полу.

— Мальчики и девочки талантливы, но к знаниям они идут разными путями, — сообщает директор лицея Елена Дубровская.

Директор лицея Елена Дубровская считает, что мальчики и девочки по-разному усваивают новые знания
Родные и знакомые привозят директору статуэтки мальчиков и девочек из разных уголков планеты

По новой системе начали работать уже на следующий год — набрали 9 классов, еще через год — 7. Потом школа оказалась переполнена и совет депутатов запретил брать больше 3 классов. Сейчас каждый год школа набирает три класса в параллели: класс «Д» — девочек, «М» — мальчиков и «А»-класс — смешанный. Родители сами решают, в какой из них пойдёт ребенок.

Поначалу в класс «М» шли неохотно, зато сегодня за местами в элитных «М» и «Д» выстраивается целая очередь. До 1 июля поступают дети по прописке, после — все желающие. К этому моменту мест, как правило, остается немного. Чтобы попасть в заветный список, некоторые даже меняют квартиры или прописывают детей у знакомых и родственников.

Смешанные классы легко отличить в столовой — даже там они сидят вместе 

«Их уже в детсаду унизили»

Это урок английского во 2-м «М» классе. Учитель повторяет с детьми алфавит, поет песни и играет в игры. За тридцать лет работы с раздельными классами в школе разработали целый список рекомендаций, как надо воспитывать детей разных полов.

Мальчики лучше усваивают темы, когда есть наглядный материал
Учеников-мальчиков нужно все время чем-то занимать

Мальчики, например, медленнее включаются в работу и объяснять новый материал можно только на 20-й минуте занятия. Будущим мужчинам нужно больше нестандартных логических заданий и меньше повторений пройденного материала. Они лучше понимают, когда есть наглядный материал, и отлично справляются с работой в одиночку.

— Для меня мальчики более неуправляемые, но это неплохо на самом деле. Просто их активность нужно постоянно куда-то направлять, держать их в деятельности, применять энергию, во что-то играть, — говорит преподаватель английского языка Олег Смирнов.

Мальчикам можно не следить за чистотой письма — для них это не главное

Есть у мальчиков и свои «минусы» — может страдать аккуратность и чистота письма. Считается, что им от природы несвойственно обращать внимание на такие мелочи, поэтому и оценки за грязь в тетради не снижают. Ругать будущих мужчин категорически запрещено.

— Я всегда учителям говорю: «Ни в коем случае ни вздумайте унижать мальчика, его и так уже унизили в детсаду, посадив на горшок рядом с девочкой! Он не понимает еще этого, но на генном уровне его уже унизили». С мальчиками нельзя так поступать, — говорит директор.

Учитель всегда должен быть вежлив с ребёнком

Называют «дворянками»

Совсем другая обстановка в классе у девочек. Это 1-й «Д» — крохотные малютки в васильковых платьях старательно решают свои первые примеры на уроке математики. Для девочек важен комфорт и тепло, поэтому в классе тщательно следят за температурой, а на стулья сшили специальные подушки, чтобы было не холодно сидеть в юбке без колготок.

В классе у девочек обязательно должно быть тепло
Чтобы материал запомнился, девочкам нужно много раз повторить его

Девочки, в отличие от мальчиков, учатся «ушами» — им нужно много раз повторять одно и то же, давать алгоритмы и готовые схемы решения. Девочки не выдерживают быстрый темп и им необходим более размеренный ритм урока. Они больше внимания уделяют эмоциям, аккуратности и чистоте письма. Зато соревновательный дух здесь выше.

— Конкуренция у девчонок в классе всегда больше. Мальчишки рекорды ставят сами с собой, они сравнивают себя — вчерашнего и сегодняшнего. Я преодолел что-то — я молодец. А девочки ориентируются на социум — у подруги больше, лучше, краше — и мне надо так же! — рассказывает школьный психолог Елена Владимировна.

В классе у девочек всегда большая конкуренция
Если девочка не выдерживает конкуренции в раздельном классе, родителям могут посоветовать перевести ребенка в смешанный класс

Подтверждают слова психолога и сами ученицы. В 8-м и 9-м «Д» рассказывают, что в классе у них никогда не бывает спокойно. Часто ссорятся по пустякам — когда кто-то перевешивает вещи в раздевалке или не даёт мячик на физкультуре.

На физкультуре без мальчиков девочкам очень комфортно — меньше риска пострадать от внезапно прилетевшего мяча

В самой школе девушек из раздельного класса негласно называют «дворянками». К 4-му классу все заканчивают «школу искусств» — умеют петь в хоре, разбираются в фольклоре и танцуют вальс. Так как в городе нет Мариинского училища, местные кадеты регулярно приглашают благородных дам из лицея к себе на танцы.

С 1-го по 4-й класс в лицее № 103 все заканчивают школу искусств

«Девочка — умница, мальчик — дурак»

Что происходит, когда мальчики и девочки учатся вместе? В школе уверены, что это ведет к неминуемому «перекосу».

— Когда ребенок приходит в первый класс, девочке и мальчику — 7 лет, но физиологически мальчику — 5, он не наигрался в детском саду, он вообще физиологически отстает от девочки, — говорит директор.

— Очень часто в 1-м классе можно наблюдать такую ситуацию. Девочка сидит с мальчиком. Девочка, как правило, — отличница с большими бантами, а мальчик — лодырь, которого надо подталкивать. И девочка начинает этим активно заниматься. Потом мы на них смотрим, вот они выросли — чем занимаются? Девушка постоянно подпихивает парня, — добавляет школьный психолог.

По словам педагогов, мальчики и девочки приходят в школу с разным уровнем подготовки, поэтому учить их вместе не рекомендуется

Показательный эксперимент провели в школе среди учеников 1-го класса. Детей попросили нарисовать человека. Результат подтвердил догадки педагогов.

— 1 «Д» — девочки, рисуют девочку — рюши, банты. Класс «М» рисует мальчиков. В смешанном классе часть мальчиков, поглядывая на авторитарную соседку, рисует девочку. Она нарисовала девочку, значит, сейчас у нее будет всё правильно, я тоже себе нарисую девочку. Для девочки это норма — нарисовать мальчика, а вот для мальчика нарисовать девочку — нет. Это значит, что девочка уже подавила его, и он сделал как она, — говорят педагоги.

Если попросить мальчика нарисовать человека, он может нарисовать девочку, глядя на рисунок соседки

Еще одна проблема смешанного класса, по мнению психолога, — отсутствие «понимания разницы полов». От девочек, например, часто можно услышать фразу: «Это не мальчики, это одноклассники». Случается это потому, что «там уже всё видели» и потеряли интерес.

— Я смотрю — девчонки сидят с «Д»-класса и мальчишки к ним приходят из «А»-класса. Они и так и эдак перед ними. Я говорю: «Мальчишки, у вас там своих девчонок полный класс». — «Да ну что это за девчонки?». Вот и все. Никакой загадки там уже нет, — говорит психолог.

В смешанном классе парни и девушки часто воспринимают друг друга не как представителя противоположного пола, а как «одноклассника» и «одноклассницу»

«В 10-й класс идут только из раздельного»

Мальчики и девочки из лицея № 103 учатся раздельно вплоть до 9-го класса. В 10-м происходит перераспределение — учеников делят уже не по полу, а по направлению подготовки — техническое, гуманитарное, естественно-научное. По словам психолога, к этому моменту парни и девушки выравниваются в развитии и могут учиться вместе.

— Они уже сформированные к 10-му классу, со своими устоявшимися принципами. Мальчики уже догнали девочек и перегнали, поэтому комфортно себя чувствуют. Девочки уже тоже себя начинают видеть немного иначе. Когда они учатся вместе, то видят косяки друг друга на протяжении всех этих лет и приходят в 10-й класс с этим «багажом». Вспомните, когда взрослые люди ссорятся, они уже подспудно начинают вспоминать прошлое и тянуть его в настоящее. Это и происходит в 10-м классе. А тут дети начинают с чистого листа — абсолютно ценностный взгляд у девочек на мальчиков и у мальчиков на девочек, а не «эти дуры» и «дураки», — говорит психолог.

К 10-му классу парни догоняют и даже перегоняют в развитии девушек

17-летний Даниил в этом году перешел из класса мальчиков в смешанный 10-й класс и уже успел заметить разницу.

— Первый месяц было непривычно, что в классе есть девочки. Не то чтобы отвлекает, но когда ты в мужском коллективе — это совсем другое. В классе «М» ты сконцентрирован полностью на учебе — учишься, развиваешься и получаешь нужные знания. А с девочками нужно вести себя более прилично и сдержанно, первое время приходилось постоянно следить за речью, — рассказывает десятиклассник.

Даниил учился в «М» классе и считает, что там можно полностью сконцентрироваться на учёбе

Заметили в школе и другую забавную закономерность — в 10-й класс идут в основном парни из раздельного класса, а из смешанного чаще уходят учиться в техникумы. Так, например, образовался 10-й «М» с углубленным изучением физики — парни перешли на следующую ступень практически в неизменном составе, добавилось лишь 7 девушек. Они тоже сразу заметили разницу — парни лучше разбираются в физике и при них нельзя «поправляться».

В 10-м «М» классе 20 парней и всего 7 девушек

«А как они будут потом?»

На сегодняшний день по пути раздельного обучения идут около 600 школ России. Однако есть у него и масса противников, например директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких. Хватает скептиков и среди родителей. Аргументация у всех одна: «А как они будут потом?».

— У всех один вопрос — а как они будут потом? Когда потом? Они уже сейчас взаимодействуют абсолютно нормально. Они общаются на переменах, кружках, праздниках, вместе ходят в походы. Только на уроках мы их разводим, — говорит психолог.

Мальчики и девочки только учатся в разных классе, но на всех остальных мероприятиях хорошо общаются

Особое отношение к детям из раздельного класса и у сотрудников полиции — к ним всегда особое пристальное внимание.

— У нас если попадают на комиссию по делам несовершеннолетних, обычное дело — паспорт вовремя не получил, гулял поздно, семечки щелкал в подъезде… Первый вопрос — а ты не из раздельного ли класса? — негодует директор.

У раздельного обучения много противников — люди считают, что дети разных полов не научатся общаться друг с другом

В самой школе отмечают обратную закономерность — дети из раздельного класса показывают более высокие результаты в учебе. За 30 лет здесь выпустилось 333 медалиста. Многие уезжают дальше учиться в Москву и Санкт-Петербург. За выпускниками-парнями следят особенно тщательно.

— У нас есть таблица «Отдаленный результат» — отслеживаем классы мальчиков. Смотрим их через 5, 10, 15 лет, что с ними случилось? Образование — продолжает или нет, как в жизни устроился — комфортно или нет, обязательно — женился или нет. Это очень важно, — говорит директор.

За мальчиками из «М»-класса следят следующие 15 лет после выпуска
Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber
, SMS)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства