Экономика Кажется, вы что-то недоговариваете

Кажется, вы что-то недоговариваете

Ложь, высокомерие и критика: работодатели объяснили, почему отказывают соискателю на собеседовании

Опрос Зарплата.ру показал четыре качества, которые могут фатально ухудшить ваше собеседование. Это ложь, высокомерие, критика бывшего начальства и опоздание на встречу — этого достаточно, чтобы работодатель дал от ворот поворот, даже если резюме казалось блестящим. Эксперты объясняют: чаще всего соискатели лгут о причинах увольнения, замалчивая конфликты и проваленные задачи. Высокомерие усложнит период адаптации — причем страдают им и топ-менеджеры, и узкие специалисты.

Служба исследований Зарплата.ру опросила 896 российских работодателей и выяснила, какое поведение на собеседовании мешает трудоустройству. Респоденты могли выбрать несколько вариантов ответа. 46 % рекрутеров назвали причиной отказа ложь, 43 % — высокомерие, 34 % — негативные высказывания в адрес бывших коллег или начальника. Четверть не приемлют опозданий.

А вот зазвонивший во время собеседования телефон или неуверенность кандидата впечатления не испортят — только 3 и 7 % работодателей соответственно отказывали соискателям по этой причине.

Самым страшным грехом на собеседовании интервьюеры считают ложь, отмечает Ольга Павлюченко, руководитель пресс-службы Зарплата.ру: «По сути, это 100%-ная утрата доверия к кандидату, и, конечно, о приеме на работу речь уже не идет. При этом какие-то важные факты о сотруднике могут всплыть уже в процессе работы, тогда негодование работодателя будет еще сильнее. Лучше быть честным и заранее подготовить ответы на вопросы, которые являются для вас проблемными, чтобы не растеряться на собеседовании».

«Данная статистика совпадает с нашими наблюдениями», — признается Илья Гольдовский, партнер компании «Психология трудоустройства». Чаще всего кандидаты врут о причинах увольнения и прошлых переходов, пытаются скрыть конфликт с руководством или заваленные задачи. «Выявить ложь достаточно просто — соискателя нужно расслабить, вывести на позитивную волну, а затем начать незаметно задавать уточняющие вопросы. Если человек врет — он начнет "путаться в показаниях"», — отмечает эксперт.

Чтобы проверить порядочность будущего риэлтора, в компании «Этажи» на собеседовании обсуждают гипотетические ситуации. «У вас совместная сделка с коллегой. Вы все документы к сделке подготовили, а коллега не успевает подготовить документы. Есть риски переноса даты сделки. Ваши действия». Или: «Вы приходите на показ раньше вашего клиента-покупателя. По фотографиям квартира очень понравилась клиенту, и он практически готов ее купить. Вы смотрите квартиру и замечаете, что протекает угол. Через 15 минут придет покупатель. Ваши действия?» — привела примеры Татьяна Порошкова, менеджер по персоналу риэлторской компании «Этажи» в Новосибирске.

Поправь корону

Высокомерие вызывает сомнения — как новый сотрудник будет общаться с коллегами, клиентами и партнерами, признается Илья Гольдовский. По его словам, нередко снобизмом страдают претенденты на топовые позиции, считающие HR-ов недостаточно компетентными. «Если кандидат высокомерен, сразу становится понятно, что он может не вписаться в корпоративную культуру, не умеет работать в команде, а это приводит к отказам», — уверен эксперт.

Высокомерие характерно и для специализированных вакансий, заметил Александр Алексеев из компании «Работа это проСТО». «Условно говоря, это водители электропогрузчиков, комплектовщики, грузчики. А HR-ы — девушки, которые не всегда понимают, что такое складская логистика, ричтрак и штабелер», — поясняет он.

Расстались по-плохому

Недавно Николай Пацков, генеральный директор компании-разработчика конструктора документов FreshDoc.ru, провел собеседование с разработчиком интерфейсов. Резюме уверяло в самостоятельности, неконфликтности, умении работать в команде. На собеседовании кандидат заявил, что уволился из-за потребности в новом компьютере и софте — из-за этого работа велась медленно, а сроки срывались. Однако работодатель якобы отказался улучшить условия труда. «На поверку получается, что узкоспециализированный работник с очень хорошей зарплатой показывает низкую эффективность в силу причин, которые решаются быстро и просто», — удивляется Пацков. Эта история показала ему, что кандидат не способен донести и отстоять свою позицию, достичь компромисса с руководством и будет винить других в своей некомпетентности.

В таких случаях работодатель думает, что когда-нибудь и сам окажется на месте «плохого бывшего», о котором ему поведали во всех красках, добавляет Илья Гольдовский, партнер «Психологии трудоустройства».

«Фактически негативный отзыв о предыдущем месте работы — это отличная возможность расписаться в собственной некомпетентности. Жалобы на негодяя-начальника, коллег-бездельников и директора-который-ничего-не-понимает-в-бизнесе — это замечательный "звоночек", который позволяет отсеивать кандидатов, стремящихся винить в своих неудачах остальных, не умеющих выстроить здоровые рабочие отношения с коллегами и руководством, не способных искать компромиссные пути решения проблемы», —

уверен Николай Пацков, генеральный директор компании-разработчика конструктора документов FreshDoc.ru.

Что же здесь хорошего

Собеседование — обычно большой стресс для кандидата, признает директор по персоналу производственной компании NPM Анна Гречко. «Зачастую какое-то не совсем адекватное, на первый взгляд, поведение: попытки показаться лучше, чем есть, кажущаяся высокомерность, скованность или, напротив, болтливость и др. могут быть обычной защитной реакцией человека на ситуацию. Поэтому опытный специалист всегда оценивает общую картину, а не только поведение во время собеседования», — резюмирует она.

Опрошенные Зарплата.ру рекрутеры назвали, что говорит в пользу кандидата (кроме опыта и образования): когда тот ведет себя на равных и активно интересуется вакансией (73 %), уважительно отзывается о прошлых местах работы (46 %), внешний вид соискателя соответствует должности (35 %), кандидат приходит вовремя (31 %), демонстрирует знание информации о компании (28 %).

Мария Каргаполова
Фото depositphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Мнение
«Кто-то невидимый разрывает тебе мышцы на ногах»: переболевшая рассказала о злобном вирусе, который косит всех вокруг
Анонимное мнение
Мнение
Убрать Дарвина, или Родительское собрание как форма пытки
Лебедев Денис
Руководитель отдела "Бизнес"
Мнение
Проехали вдвоем 9000 км на авто. Подруги три недели колесили по Монголии и потратили всего 150 тысяч рублей
Анонимное мнение
Мнение
«Платеж — больше половины зарплаты». Обладательница новой двушки рассказала, как решилась на ипотеку с безумными процентами
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления