Культура Упрекали за слишком сытых героев: автор романа о «мертвой дороге» рассказал, как путешествовал по северу края

Упрекали за слишком сытых героев: автор романа о «мертвой дороге» рассказал, как путешествовал по северу края

Виктор Ремезов представил в Красноярске свое произведение «Вечная мерзлота»

«Мертвая дорога» тянется сквозь тайгу на 900 километров

Писатель из Москвы Виктор Ремезов в Красноярске представил свой новый роман «Вечная мерзлота» про сталинскую «Стройку-503», которая велась на севере Красноярского края. Роман в сентябре получил награду как лучшая проза года на конкурсе «Книга года — 2021». Презентация книги прошла в рамках Красноярской ярмарки книжной культуры, организованной Фондом Михаила Прохорова.

Виктор Ремезов родился в Саратове в 1958 году. После окончания геологоразведочного техникума работал на Ангаре, затем — 20 лет проработал журналистом, в том числе в газете «Известия». Первую книгу, сборник рассказов «Кетанда», написал в 2008 году. Наибольшую известность ему принесла книга «Воля вольная», вошедшая в финал «Русского Букера».

Несмотря на постоянное место жительства в столице, Ремезов в течение нескольких лет регулярно посещал Сибирь, путешествовал по глухим местам по северу края и сам осмотрел несколько гулаговских лагерей. Точнее то, что от них осталось.

— Роман писал 7 лет и ездил в Красноярск как на работу. Чтобы познакомиться с работой речников, я попросился на судно и с весенним завозом грузов мы поднимались по Подкаменной Тунгуске, на всё ушло 2–3 недели. Тунгуска в тот год поднялась на 13 метров. Это огромнейшая работа, за которой я наблюдал, слушал речников.

А потом мы с сыном предприняли большое путешествие на лодке. Из Москвы мы отправили надувную лодку с мотором в Норильск, оттуда спустились по Енисею до Туруханска, Игарки, Ермаково, посмотрели лагеря, потом вверх поднялись по реке Турухан еще километров 250 — это все места строительства железной дороги.

Рельсы еще довоенного производства

У меня в романе есть много наблюдений Енисея. Я видел его в разных состояниях. Во время ледохода в Дудинке лед какого-то невероятного размера. Для человека европейского закваса — это абсолютная экзотика. Ну и Енисей — это же страшно богатая река. Я когда сплавлялся по Енисею, очень хотел поймать стерлядку. Забрасываешь спиннинг, и через 2 минуты у тебя уже вот такая плотва на крючке, — показывает руками Ремезов.

Чтобы роман получился историческим, а не только художественным, автор сверялся с многочисленными источниками, давал текст на вычитку исследователям.

— Меня даже бывшая директриса Игарского музея упрекнула: мол, больно сыто они у меня в романе едят. Я даже просканировал на эту тему свой текст. Там, где надо, сыто едят, а там, где не сыто, так и не сыто. Но ведь Енисей это же реально богатая река была, и осетровые вообще не были проблемой. Они назывались «рыбой», а все остальное вроде щуки — уже не рыба и стоила абсолютные копейки. И люди, которые жили в Красноярске, могли жить голодно, а когда они уходили по воде, на Север, начинали хорошо питаться, — говорит автор романа.

Большой текст про историю «Мертвой дороги» мы опубликовали сегодня. Спустя 70 лет туристов и исследователей манят ее тайны и наследие. Старинные паровозы с целыми составами, огромные мосты через реки, лагеря для заключенных на каждых 5–10 километрах пути — всё это навечно замерло в тысячах километров от Красноярска.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства