В Екатеринбурге вынесли приговор по делу о гибели призывника Артема Пахотина в Еланском гарнизоне. Перед судом отвечали бывшие срочники Арман Саграев (житель Оренбургской области, город Ясный) и Нурбек Абакиров (уроженец Киргизии, ныне житель Салехарда). Оба молодых человека обвинялись в неуставных взаимоотношениях, а Нурбек Абакиров еще и в вымогательстве у Пахотина небольшой суммы денег.
Призывник из Красноярского края, поселка Большая Мурта, Артем Пахотин погиб 19 апреля 2018 года. Его тело с огнестрельными ранениями головы обнаружили на полигоне воинской части, на участке приведения оружия БМП к бою. По официальной версии, молодой человек совершил суицид. Следователи сделали вывод, что Артем получил автомат и свел счеты с жизнью.
На такой поступок молодого человека подтолкнуло психическое расстройство, которое возникло у него из-за систематической травли в учебной части. Согласно материалам следствия, активнее всех над сибиряком издевались как раз Нурбек Абакиров и Арман Саграев, а также еще один фигурант этой истории — 20-летний Богдан Хасанов из Ноябрьска.
В декабре 2017 года ее 22-летнего единственного сына в семье Артема призвали в армию. Он попал в 473-й Еланский учебный центр. С матерью и родными он поддерживал связь по телефону. По словам близких, первые месяцы службы парень не жаловался. Всё изменилось 19 апреля. В этот день мама получила СМС.
«Мама, не верь никому, чтобы ни случилось. Меня травят, изматывают психологически», — писал парень. В том же СМС он сообщил маме, что у него уже не первый раз вымогают деньги — 300 рублей.
Травля из-за порезов
По словам гособвинителя, издеваться над Артемом Пахотиным в учебной части стали в феврале 2018 года. В одну из ночей на лбу у молодого человека появились порезы в виде матерного слова из трех букв. Так издевательски сибиряка покалечил Богдан Хасанов. Это была его месть: незадолго до этого Хасанову, который был дневальным, влетело от офицера из-за того, что Пахотина поймали на курении в части.
Артем с неприличным словом на лбу тут же стал посмешищем в коллективе. А Саграев и Абакиров стали активно эту травлю разжигать. Нурбек Абакиров несколько раз бил Пахотина кулаками (в том числе и по лицу), а в один из дней заставил сибиряка выплатить «дань» в виде двух пачек сигарет и 300 рублей. Именно поэтому следователи возбудили в отношении парня еще и уголовное дело по статье 335 УК РФ «Вымогательство».
Арману Саграеву следователи предъявили обвинение только в части неуставных взаимоотношений. Он, как и Абакиров, постоянно насмехался над Артемом и материл его при любом удобном поводе, считая, что тот не может постоять за себя. А однажды избил сибиряка, надев боксерские перчатки. При этом в суде Саграев уверял, что не бил Пахотина, а только толкнул его в грудь, чтобы тот активнее занимался уборкой в части.
И Саграев, и Абакиров пытались убедить суд, что не имеют никакого отношения к издевательствам над Артемом.
Зачитывая приговор Саграеву и Абакирову, судья Военного гарнизонного суда отметил, что считает их вину полностью доказанной.
— Действия подсудимых привели к тяжким последствиям. Суд приходит к выводу о возможности их исправления только в условиях ограничения свободы, — зачитал судья гарнизонного суда.
Нурбек Абакиров по итогам процесса получил 4 года и 6 месяцев колонии общего режима. Арман Саграев — ровно 4 года. Но оба еще могут подать апелляции в Уральский окружной военный суд.
Иск к Министерству обороны и версия об убийстве
Родители погибшего Артема Пахотина продолжают судиться. Они подавали иск к Министерству обороны, требуя выплатить 10 миллионов рублей морального ущерба за гибель сына. Но это требование было отклонено судом — с формулировкой, что «ведомство не может нести ответственность за то, что срочники нарушают законы».
Рано и Евгений Пахотины также считают, что военные серьезно смягчили участь беспредельщиков из Еланского гарнизона. Изначально следователи возбудили против подозреваемых дела по тяжкой статье 110 УК РФ («Доведение до самоубийства»), но впоследствии всем фигурантам вменили более легкую — 163 УК («Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности»).
На приговор Саграеву и Абакирову родители Артема Пахотина приехать из Красноярского края не смогли. Отец погибшего сибиряка попал в больницу с сердечным приступом.