
Всего в Красноярске 99 классифицированных гостиниц
В Красноярске гостиничный бум? Во всяком случае, за последние месяцы было несколько довольно громких новостей о планах построить гостиницы либо об их открытии. Вот в бизнес-центре «Тихий» за зданием мэрии запустили отель для артистов. Вот два отеля за 5,5 миллиарда хотят построить в «Бобровом логу». А вот бизнесмен Александр Баталов осваивает новый участок на Стрелке под пятизвездочную и, кажется, огромную гостиницу. Ну а вот готовятся строить гостиницу на давно заброшенном пустыре на Лебедевой — Перенсона.
NGS24.RU поговорил с руководительницей Сибирской ассоциации гостеприимства Ириной Максимовой о том, нужно ли Красноярску столько гостиниц, становится ли город туристической Меккой, кто и зачем ездит сюда и почему одним гастротуризмом сыт не будешь.
А почему не пять?
— Если почитать новости, можно подумать, что в Красноярске прямо остро не хватает гостиниц.
— В Красноярске сейчас достаточно имеющихся отелей. При этом крупные и даже средние по вместительности из них можно по пальцам пересчитать. Отелей на 100, 200, 300 номеров в Красноярске — единицы. В основном наши гостиницы рассчитаны меньше чем на 50 номеров: 20−30, 50 — это максимум.
Всё это отели определенного, среднего уровня: очень мало четырех звезд, в основном «тройки» и ниже. И у нас совсем нет высокого уровня, «пятерок». Так что пятизвездочный отель на 100–150 номеров сегодня, я считаю, Красноярску необходим. Во-первых, потому что мы все-таки столица края. Во-вторых, у нас довольно много промышленных компаний и российского, и международного уровня. К нам перебрались офисы федеральных игроков — «Русал», «Русгидро». Это добавляет городу промышленного статуса, и люди будут дополнительно приезжать в командировки.
В Красноярске сегодня есть только один пятизвездочный отель — «Соломин» в историческом квартале, но он очень маленький, у них всего, по-моему, 14 номеров. Сами понимаете, такое количество заполнить не проблематично, тем более он находится в центре города, в пешеходной доступности до всех административных, исторических и культурных учреждений. Поэтому он всегда загружен практически на 100%.
По данным на начало 2025 года, в Красноярске функционируют 99 классифицированных гостиниц с общим номерным фондом 4800 номеров, сообщили NGS24.RU в консалтинговой компании NF Group. К качественным относят восемь гостиниц на 763 номера.
Среди этих восьми преобладают отели категории «четыре звезды» — 83% предложения (634 номера). На втором месте трехзвездочные гостиницы — 15% с общим номерным фондом 116. Сегмент «пять звезд» представлен одним бутик-отелем, полноформатных предложений нет.
— Красноярск, как крупный промышленный центр Сибири, пользуется популярностью со стороны деловых туристов, — рассказала партнер компании Ольга Широкова. — Кроме этого, для Красноярска характерен культурно-познавательный и активный туризм. Туристов привлекают природные магниты города: национальный парк «Красноярские Столбы», всесезонный курорт фан-парк «Бобровый лог». Также летом Красноярск становится главной отправной точкой для теплоходов, идущих по Енисею.
— А насколько загружены красноярские отели в целом?
— Загруженность у нас в городе не круглогодичная. Она, конечно, изменилась, улучшилась по сравнению с пятилетней давностью. Но всё равно Красноярск остается сегодня центром притяжения прежде всего туризма делового.
Сейчас, например, близятся майские праздники. И я сомневаюсь, что наши гостиницы будут заполнены так, как в будние дни. Многие крупные гостиничные комплексы на 100 и больше номеров беспокоятся, что не смогут заполниться. Потому что, естественно, деловая активность падает, люди стараются больше выехать за город и городские отели в праздничные дни простаивают.
К сожалению, в самом Красноярске сильной туристической составляющей, которая привлекала бы туристов в город, пока нет. Да, у нас хорошее, развитое гастрономическое направление. Но только ресторанами в город привлечь очень сложно.
Все-таки люди у нас чисто гастрономическим туризмом пока что не занимаются, и им нужны другие активности. Какие-то исторические, событийные, культурные мероприятия, ради которых можно было бы приехать к нам на праздники. И сочетать это с гастрономической, ресторанной составляющей было бы идеально.
Либо же Красноярск может стать транзитным центром для дальнейшего проезда по территории края. Допустим, для загородного отдыха в наших близлежащих городах, которые могут предложить отдых на природе, на берегу того же Красноярского моря. И тогда Красноярск становится одним из участников этого туристического продукта. Есть ли у нас такие турпродукты? Да, но они недлительные: два, три, максимум четыре дня.

Недавно за зданием мэрии открылся небольшой отель, рассчитанный в основном на артистов
— Сколько в целом людей в год останавливается в гостиницах в Красноярске?
— Въездной туризм у нас подсчитывают как раз по регистрации в гостиницах, другой системы нет. Гостиницы отчитываются перед миграционной службой о регистрации гостей. И, по сегодняшним данным, Красноярск посещают порядка двух миллионов въездных туристов в год. Поток нарастает год от года, и 2024-й уже принес больше туристов процентов на 15–20 по сравнению с 2023-м.
В Красноярск за последние годы въезжает всё больше туристов — не только делового характера, но и тех, кто приезжает развлекаться. Во-первых, хорошо развивается спортивный туризм, потому что после универсиады 2019 года появилось много спортивных объектов. И они эксплуатируются — да, с разной степенью активности, но в любом случае это привлекает сюда спортсменов. У нас проводят различные мероприятия, и многие гостиницы делают ставку именно на размещение спортсменов и этой целевой аудитории.
Во-вторых, у нас как-никак появляются и замечательные объекты, на которые можно просто посмотреть, погулять по ним. Те же лестницы на Торгашинском хребте и в Гремячей гриве. Но, конечно, это всё надо рассматривать в комплексе. Чтобы создать туристический продукт, одной лестницы [самой по себе] недостаточно.
— Вот почему их так много…
Портрет туриста. В начале 2025 года в Туристском информационном центре Красноярска проанализировали, кто посещает город (по данным сотовых операторов с сентября 2023-го по сентябрь 2024-го).
Оказалось, 52% путешественников — мужчины в возрасте 35–44 лет. 42,5% туристов провели в Красноярске от одной до 23 ночей, 19% — от часу до 22 часов, треть была транзитными гостями.
Из тех, кто прибыл в город с туристическими целями, половина проводит в Красноярске один день, 17,5% — до двух, а 9,5% — до трех. Около 13% путешественников остаются в городе до семи дней, 5% — до 15, а остальные — до 23.
Без КЭФа и КрЯККа
— Красноярск с 2022 года потерял несколько своих крупных регулярных мероприятий — может, на время, может, навсегда. Не проходят экономический форум (КЭФ), Красноярская ярмарка книжной культуры, нет международных спортивных соревнований. Как эти потери повлияли на туристический поток и на заполняемость гостиниц?
— Жаль, конечно, что у нас перестали проводить КрЯКК, но про нее больше смогут рассказать сами организаторы. Конечно, это замечательное мероприятие, оно повышает статус нашего города как культурной столицы, а не только как административного центра.
КЭФ зависит от федерального правительства и от правительства Красноярского края. Последний раз он прошел в 2023 году, и я не могу сказать, что он дал прямо большой стимул заселению гостиниц, как, например, это было пять лет назад. Но пять лет назад и номерной фонд был меньше, чем сегодня. И география участников была шире: приезжало много гостей из европейских стран и даже американских государственных деятелей и предприятий.
Тогда была просто сумасшедшая загрузка в отелях, но кратковременная — максимум неделю. А дальше что? Все-таки нужна системная, комплексная работа по многим направлениям. Здесь важны и исторические, и спортивные, и культурные мероприятия. Туризм же не может быть одноликим. Например, у нас в крае проводится музыкальный фестиваль «Мир Сибири», и это хорошо: приезжают артисты, видят наш город и популяризируют его. В Овсянке появился «Астафьев-центр», он привлекает туда людей, хотя в целом о нем мало кто знает. И я надеюсь, что четырехсотлетие Красноярска сыграет тут свою роль.
Топ-10 регионов, откуда чаще всего приезжают гости в Красноярск:
Иркутская область — 15,5%; Хакасия — 9,5%; Кемеровская область — 8,5%;
Новосибирская область — 8,5%, Тыва — 5%; Москва — 4,9%;
Алтайский край — 4,5%; Томская область — 3,7%; Омская область — 3,2%; Забайкальский край — 2,8%.
Если звезды зажигают
— Вы уже сказали, что Красноярску нужен пятизвездочный отель. Как раз не так давно стало известно, что предприниматель Александр Баталов будет строить гостиницу «пять звезд» на Стрелке возле своих бизнес-центров. И если поглядеть на предварительные опубликованные параметры, то кажется, здание будет довольно гигантским: инвестиции в три миллиарда рублей, 14–17 этажей, 52 тысячи квадратов, 367 номеров. Больше, чем офис «Русгидро» и «Ибис» с «Новотелем». Насколько, по-вашему, такая мегаломания оправдана?
— На сегодняшний Красноярск 360 номеров, мне кажется, многовато для пятизвездочного отеля. Оптимально, как я уже сказала, было бы 100–150 номеров. Но, может, через пять лет что-то изменится. Такие объекты строят на перспективу, рассматривают не на год или три вперед, а на пять — десять. Так у нас открывались Hilton, Ibis и Novotel. Как только мы стали городом-миллионником, мы сразу попали в сферу интересов этих международных гостиничных брендов.

В Красноярске есть несколько международных гостиничных брендов
— При этом, помимо баталовской гостиницы, анонсировали строительство и других проектов в городе. Вы в начале беседы сказали, что сегодняшнему Красноярску гостиниц хватает. Почему их строят или как минимум объявляют, что будут строить?
— Сегодняшнему бизнесу нужно инвестировать свои деньги в какие-то объекты. Внутренний туризм развивается, и на ближайшие десять лет этот тренд сохранится. Хотя я и боюсь заглядывать дальше десяти лет, это уже долгосрочное планирование. Но в любом случае пока этот тренд сохраняется и развивается.
Создание городской комфортной среды, улучшение наших городов-миллионников всё равно привлекает людей. Сейчас у нас нет пятизвездочной гостиницы, но, возможно, через пять — семь лет и 360 номеров будет мало.
Я бы, будь инвестором, сегодня не рискнула бы строить такой объект [как гостиницу на Стрелке]. Наверное, инвестор, прежде чем замахиваться на него, провел маркетинговые исследования и аналитику. Я надеюсь, что в этом отеле будут и современный фитнес-центр, и бассейн, и спа-комплекс, чего у нас в Красноярске до сих пор не хватает, а на это есть большой спрос. По-хорошему, это должен быть многофункциональный комплекс, не только с жилыми номерами, но и с офисным центром на одном-двух этажах. Тогда это всё имеет смысл.
— Недавно губернатор говорил, что в СФУ в пару к Институту гастрономии появится Институт гостеприимства. В чем идея и зачем он будет нужен?
— Сейчас у гастроинститута два направления. Он готовит менеджмент для ресторанного бизнеса и шеф-поваров для кухни — для ресторанов и в большей степени даже для премиальных заведений. Так что гастрономическое направление у нас закрыто достаточно высоким уровнем образования. Но осталось открытым как раз направление гостеприимства.
Я на самом деле отношу к гостеприимству и общественное питание, и ресторанный бизнес, и гостиничный, и туристический. Это всё индустрия гостеприимства, и на Западе так и принято считать. У нас же деление на гостиничное дело и на ресторанное появилось в советское время. Это наследие нашего советского прошлого. На самом деле во всём мире принято эту сферу объединять.
Поэтому направление именно гостиничного бизнеса у нас достаточно высоким уровнем менеджмента не отличается. В Красноярске есть Институт торговли и сферы услуг СФУ, но они готовят очень небольшой сегмент гостиничного дела.
Специалистов такого уровня, как в Российском государственном университете туризма и сервиса (РГУТИС), у нас пока не обучают. Кстати, насколько я знаю, СФУ заключает с РГУТИСом соглашение. И думаю, что институт в любом случае даст какой-то задел для дальнейшего развития гостиничной индустрии. Это очень хорошо, что такие проекты планируются.
Для начала институт хочет построить отель (в районе Плодово-Ягодной станции, он же будет новым учебным корпусом). Это делается не так быстро, как хотелось бы, конечно. Даже для учебного отеля нужны приличные вложения и время, так что это будет не завтра, но в этом направлении нужно однозначно работать.

Качественных номеров в красноярских отелях — около 4800
— Какова сейчас маржинальность гостиничного бизнеса? Насколько прибыльно держать отель?
— У каждой гостиницы разная целевая аудитория: спортсмены, артисты и так далее. У нас, кстати говоря, достаточно много гостиниц до сих пор работают на вахтовиков. Ведь мы огромный край, через который проходят большие потоки людей, уезжающих на севера работать на золотодобычу, на нефтедобычу, на газодобычу. И Красноярск является таким транспортным коридором туда. Поэтому у нас достаточно большой поток вахтовиков и многие гостиницы зарабатывают и на этом тоже.
О маржинальности сферы в целом сложно говорить. У гостиниц, рассчитанных на вахтовиков, одна маржинальность, и она не очень высока. У нас есть поток спортсменов молодежного спорта, которые приезжают на соревнования, школьников и профобразований. Здесь тоже достаточно невысокая маржинальность.
Туристы, которые едут в край именно на отдых на те самые два — четыре дня и используют Красноярск как транзитную перевалочную базу, останавливаются в городе на сутки — максимум на двое, чтобы посмотреть достопримечательности, сходить в рестораны. И чаще всего люди тоже выбирают средний сегмент.
Поэтому самую высокую маржинальность сейчас дает деловой туризм. Может, что-то изменится. Надо отдать должное: 10 лет назад мы вообще не рассматривали Красноярск как туристический город. Мы даже об этом не говорили. И вот видите, как всё изменилось.
Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — Новости Красноярска и в нашей группе во «ВКонтакте» НГС.НОВОСТИ Красноярск. Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.