Все новости
Все новости

«С такими сборами жить осталось месяц-два-три»: что будет с кинотеатрами в Красноярске

Собрали самые оптимистичные и пессимистичные прогнозы

Кинотеатры только начали оправляться после пандемии, но...

Кинотеатры только начали оправляться после пандемии, но...

Поделиться

Кинотеатры, только начавшие оживать после пандемии, переживают тяжелейший кризис после ухода крупнейших голливудских студий с рынка в ответ на спецоперацию России на Украине. По самым негативным прогнозам, может повториться ситуация 1990-х, когда на месте кинотеатров открывались торговые центры и мебельные салоны. Впрочем, даже ярые пессимисты говорят, что надежда есть всегда.

В афишах не значатся


Возле входа в большой зал «Луча» стоит стенд, рекламирующий экранизацию игры «Анчартед. На картах не значится», премьера которой в России прошла еще 10 февраля. Фильм с Томом Холландом до сих пор приносит основную выручку кинотеатрам — к концу марта по стране он собрал кассу в 1,232 миллиарда рублей.

Серьезных конкурентов у «Анчартеда» сейчас нет. Все крупнейшие киностудии — Warner Bros, Walt Disney, Universal, Paramount и Sony Pictures — в начале марта отказались от проката своих новых фильмов в России из-за событий на Украине. В мартовской рекламной брошюре «Луча», напечатанной до заявлений голливудских студий-мейджоров, анонсированы новый «Бэтмен», диснеевский мультик «Я краснею», еще одна экранизация комикса «Морбиус», «Соник-2 в кино». Но этих фильмов, по крайней мере, в самом ближайшем будущем российский зритель на большом экране не увидит.

— Ну, мы по возможности заменяем их на русские, — говорит кассирша «Луча». — «Брат» вот выходит повторно, «Брат-2».

Среди российских киноновинок в мартовской афише обозначены, например, комедия «Хочу замуж», экшн «Своя война», спортивная драма «Мистер Нокаут» и еще одна комедия «Доктор Свисток», а на 31 марта запланирована премьера триллера «Ампир V» по роману Виктора Пелевина.

«Анчартед» в отсутствие конкуренции может стать самым кассовым голливудским фильмом года в России

«Анчартед» в отсутствие конкуренции может стать самым кассовым голливудским фильмом года в России

Поделиться

На экранах телевизоров в холлах кинотеатров при этом крутятся трейлеры громких голливудских новинок сезона: сиквелов марвеловского «Доктора Стрэнджа» и «Фантастических тварей» по вселенной Гарри Поттера. Есть даже даты премьер в мае и апреле соответственно.

Продавщица на кассе в «Синема Парке» поясняет: «Есть надежда, что договорятся [со студиями], поэтому из рекламы их трейлеры не убираем».

— Зрителей меньше стало?

— Намного, — отвечает она и проводит рукой как можно ниже, иллюстрируя падение. — На русские фильмы люди не идут, а зарубежные многие уже посмотрели.

— И как вы тут теперь живете?

— Дома сидим. Модернизация полная: смены сократили, время работы сократили.

— Это назвали модернизацией?

— Это назвали модернизацией.

Директор и совладелец «Эпицентра» Сергей Липов говорит, что его кинотеатр раньше работал с 09:00, теперь — с 12:00 по будням, а из четырех залов работают три. Посещаемость в «Эпицентре», по словам Липова, снизилась примерно в два раза.

— У нас есть большой зал на 448 мест и малые на 54 места, — поясняет он. — Заполняемость у них разная, но общая обычно была 15–20% от всего количества. Это стандартно для кинотеатров: есть время, когда полные залы, есть будни с утра, когда сидят два-три человека.

Теплый ламповый


По словам Сергея Липова, киноиндустрия в России в марте недополучила около 60% от прогнозов по выручке. РБК со ссылкой на оценки «Бюллетеня кинопрокатчика» в начале марта писал, что только из-за невыхода в российский прокат «Бэтмена» и «Морбиуса» кинотеатры недосчитаются пяти миллиардов рублей.

Сейчас еще выручают фильмы, вышедшие в прокат недавно и которые студии не снимали с проката — тот же «Анчартед» и «Смерть на Ниле» по роману Агаты Кристи.

— Но дальше будет сложнее, — прогнозирует директор «Эпицентра». — Плюс есть специфика российского кино: российские фильмы летом вообще обычно почти не выходили. Лето считается слабеньким сезоном. На российское кино у нас приходилось 20–25% сборов. Если представить, что мы с этими сборами будем жить, то жить кинотеатрам осталось месяц-два-три».

Зрителей в кино стало сильно меньше

Зрителей в кино стало сильно меньше

Поделиться

Будущее кинотеатров, «как и будущее всего», сейчас под большим вопросом, настаивает он:

— Очень много есть составляющих, из чего это будущее складывается. Примерно 80% работы кинотеатров, начиная от фильмов и заканчивая напитками и попкорном, — это импортная составляющая.

Проблемы, по словам Липова, касаются не только контента, но и оборудования — например, кинопроекционных ламп, которые тоже производятся за границей.

— Выработка у лампы — 400 часов. Потом ее нужно менять, — рассказывала об этом же сайту 72.RU Марина Вороная, менеджер репертуарного планирования кинотеатров «Атмос Синема» и «Премьер» в Тюмени. — По этой причине мы сейчас сокращаем время работы ламповых кинозалов. Еще есть залы с лазерным оборудованием — надеемся, что ничего не сломается. Конечно, у нас есть ламповый запас, его нам хватит примерно до середины лета. А дальше, если ситуация в мире не стабилизируется, то не только мы, но и другие кинотеатры начнут останавливать свою работу. Почти 90% кинотеатров работает на лампах.

Болливудские блокбастеры или рынки вместо кино


На этом фоне на днях пять крупнейших киносетей страны — объединенные «Синема парк» и «Формула кино», «Премьер-зал», «Каро», «Киномакс» и «Синема стар» — рассказали «Ведомостям» об альтернативах голливудскому кино, которыми планируется спасать отрасль. По их заявлениям, это будут не только российские премьеры и кинохиты прошлого, но и советская и зарубежная классика, а также индийские блокбастеры, южнокорейские, латиноамериканские фильмы и кино из других стран.

— Мы работаем как с дистрибьюторами, так и с правообладателями, к примеру, «Мосфильмом», над развитием альтернативного предложения. На Болливуд в кинотеатрах когда-то стояли очереди, что говорит об интересе к этому контенту. Главное сейчас — отладить маркетинг, — цитировали «Ведомости» президента «Каро» Ольгу Зинякову.

Директор «Эпицентра» Сергей Липов считает, что перспектив у этой идеи немного.

— Чтобы сейчас народ пошел на китайские, на индийские фильмы, надо создавать всю инфраструктуру, — размышляет он. — Что значит «Мы сейчас покажем индийское кино»? Кто-то должен взять у правообладателя права, сделать хороший дубляж, рекламную кампанию. Для этого нужно много времени.

Времени, как считает Липов, у российских кинотеатров сейчас нет, потому что индустрию уже подкосила пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения.

— Мы опустошены пандемией. Мы влазили в долги, два года терпели убытки и пришли к нынешней ситуации с этими огромными убытками. Мы это всё проходили раньше и сейчас возвращаемся в 1990-е: будут мебельные салоны, крытые рынки в зданиях кинотеатров. Мне пока видится такая картинка, — говорит он.

Впрочем, Липов оговаривается, что он оптимист, «иначе бы не занимался бизнесом», и какая-то надежда есть всегда.

— Мы с коллегами из Ассоциации владельцев кинотеатров написали письмо в Минкульт, написали премьер-министру, предлагаем встретиться и объяснить ситуацию, мы пытаемся что-то придумывать, ведем переговоры со студиями и, может, все-таки найдем какой-то выход и всё вернется на круги своя, — обнадеживает он.

Кинотеатры крутят трейлеры голливудской продукции на май, хотя уверенности, что она выйдет в России, нет

Кинотеатры крутят трейлеры голливудской продукции на май, хотя уверенности, что она выйдет в России, нет

Поделиться

А что с авторским кино?


В муниципальном Доме кино, который крутит по большей части авторское, артхаусное кино, говорят, что уход мейджоров из России их коснулся меньше. Киновед Дома кино Анна Козак поясняет, что кинотеатр, как правило, работает с независимыми дистрибьюторами и прокатчиками, а они санкции не поддержали.

— Нельзя сказать, что у нас прокат опустел, — размышляет она. — На этой неделе выходит документальный фильм Оливера Стоуна про убийство Джона Кеннеди, норвежская трагикомедия «Худший человек на свете», драма об одержимости спортом «Мания» и некоторые другие американские, французские, российские картины. Хоть отмены и были, но большая часть релизов выходит по заранее согласованному графику.

Анна Козак в целом пока смотрит на ситуацию оптимистичнее коллег.

— Какой во всей ситуации может быть плюс? — размышляет она. — Внимание к независимым прокатным организациям, представляющим интересы молодых режиссеров. Может, мы услышим больше новых имен, увидим больше неординарного отечественного кино. Будет сделана ставка на отечественные релизы, усилено национальное кинопроизводство. Например, у нас выходят «Первый снег» Наталии Кончаловской, «Брат во всем» Александра Золотухина, ученика Сокурова.

Перспективы Анна видит и в перевыпуске старого отечественного культового кино. Кинопрокат в последние годы, по ее словам, захватил масштабный флешмоб — повторный прокат легендарных фильмов.

— Но это почти всегда был перевыпуск зарубежной классики, — отмечает Козак. — Но у нас тоже есть огромная база, взять хотя бы кинофонды «Мосфильма», «Ленфильма». Почему бы не сделать ремастеринг классических советских и российских фильмов, не выпустить заново их? Как мы видели по повторному прокату западной классики, многие люди хотели бы пересмотреть полюбившиеся ленты именно на большом экране».

Есть, впрочем, вероятность, что даже если скоро голливудские студии вернутся в Россию и дефицита громких премьер не будет, зрители на фоне растущих цен практически на всем сами будут экономить и забросят походы в кино.

Директор АО «Киномакс» в Тюмени Светлана Дульцына говорила сайту 72.RU, что они уже почувствовали последствия введения санкций: «Мы на себе ощутили недостаток финансов у людей. Куда люди потратят деньги прежде всего? На еду. Развлечения всегда уходят на второй план».

Поэтому крупнейшие российские киносети «Синема парк», «Формула кино», «Премьер-зал», «Каро», «Киномакс» и «Синема стар» объявили, что пока заморозили цены на докризисном уровне.

— Будут ли люди экономить на кино? — задается вопросом Анна Козак из Дома кино. — Даже в самые сложные моменты кино оставалось важнейшим из искусств. И, как бы плохо ни было, люди стараются выбираться на любимые франшизы, смотреть кино, отдыхать, отвлекаться, разделять эмоции других людей — как в зале, так и на экране. Итальянские авантюрные комедии, французские мелодрамы всегда пользуются популярностью. Люди получают некую разрядку, немного отвлекаются. В кинопрокате может ощущаться экономическая турбулентность, связанная с падением посещаемости, но всё же я думаю, что она продлится непродолжительное время.

По теме

  • ЛАЙК3
  • СМЕХ5
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ7
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter