18 октября понедельник
СЕЙЧАС -4°С

«2/3 клиентов вообще не ходят в отделения»: банкир рассказал, как кризис изменил банковский рынок

Заместитель председателя правления Банка Уралсиб назвал тренды развития малого бизнеса

1 359

Поделиться

Евгений Абузов рассказал, как изменился рынок банковских услуг во время пандемии

Евгений Абузов рассказал, как изменился рынок банковских услуг во время пандемии

Поделиться

Пандемия повлияла на бизнес во всём мире. Одни отрасли до сих пор не могут восстановиться, а другие, наоборот, выросли в несколько раз. Заместитель председателя правления, руководитель блока корпоративного и малого бизнеса ПАО «БАНК УРАЛСИБ» Евгений Абузов на пресс-конференции рассказал, как банк поддерживал малый бизнес во время коронакризиса, какие услуги оказались наиболее востребованными и многим ли компаниям удалось восстановиться.

Ускоренная цифровизация


Основным изменением 2020–2021 года Евгений Абузов назвал фокус на дистанционном взаимодействии с клиентами: интернет-банк, мобильный банк, круглосуточный кол-центр и дистанционные менеджеры, которые общаются с клиентами не в отделениях, а через мессенджеры и другие каналы. Раньше Уралсиб был больше ориентирован на прямые продажи, но пандемия не оставила выбора. Переход к омниканальности пришлось сделать намного быстрее, чем собирались, в банке перестроили систему привлечения новых клиентов и модель обслуживания. Сейчас 2/3 активных клиентов вообще не ходят в отделения банка, закрывая все свои потребности с помощью дистанционных сервисов.

Если раньше для разработки ИТ-решений часто привлекались сторонние компании, то в 2020 году банк увеличил штат программистов и стал больше заниматься разработкой самостоятельно. Это позволило значительно ускорить запуск новых продуктов. Например, новый мобильный банк компания сделала всего за пять месяцев и запустила в августе 2020 года. За год доля клиентов, пользующихся мобильным банком, достигла 30%. Это в полтора раза выше, чем в среднем по рынку.

— Мы хотим оставаться банком, с которым клиенты могут взаимодействовать и офлайн, и онлайн, но чтобы при этом у клиентов была возможность получать все продукты в дистанционном формате. В течение полугода-года планируем все услуги сделать доступными дистанционно, — отметил заместитель председателя правления Уралсиба.

Заместитель председателя правления, руководитель блока корпоративного и малого бизнеса ПАО «БАНК УРАЛСИБ» Евгений Абузов

Заместитель председателя правления, руководитель блока корпоративного и малого бизнеса ПАО «БАНК УРАЛСИБ» Евгений Абузов

Поделиться

Меры поддержки для малого бизнеса


После начала пандемии Уралсиб активно поддерживал своих клиентов. Самой популярной мерой была реструктуризация кредитов по федеральному закону № 106-ФЗ. Порядка 20% клиентов обратились за реструктуризацией кредитов. О том, что она оказалась эффективной, говорит тот факт, что через 180 дней практически все клиенты стали платить, и с просрочкой оказались 0,1–0,2% компаний.

Поскольку достаточно большую долю в портфеле банка занимает малый бизнес, когда начался кризис, было решено относиться лояльно к существующим заемщикам. Требования при предоставлении кредитов ужесточили только по отношению к новым клиентам, поэтому значительного снижения объема кредитования в Уралсибе не было.

Больше всего кризис коснулся сферы услуг и розничной торговли. Поэтому первое, что сделал Уралсиб для своих клиентов, — отменил комиссии в эквайринге, ведь именно этот сегмент в основном пользуется эквайринговыми продуктами.

Кроме того, банк сделал отдельный продукт с более выгодными тарифами для медицинской сферы, которая сыграла важную роль в борьбе с пандемией. Уралсиб решил таким образом поддержать важную отрасль в 2020 году.

Выгодные и эффективные продукты и сами по себе являются хорошей поддержкой для бизнеса. Сегодня Уралсиб предлагает новые пакеты услуг, которые дают возможность экономить, получая достаточно большой объем услуг по низкой цене. Один из таких продуктов — запущенный на текущей неделе пакет «Макс».

— Мы заложили туда довольно большое количество услуг за небольшую стоимость. Нам кажется, что это очень выгодный пакет для малого бизнеса. Для нас он практически на грани рентабельности, но это интересное предложение для бизнеса, и мы сделали много усилий по изменению своих процессов, чтобы этот продукт запустить, — пояснил Евгений Абузов.

Поделиться

Кто выжил во время кризиса


По словам Евгения Абузова, малый бизнес практически восстановился, приспособившись к новым условиям. Поэтому в 2021 году банк активно занимался кредитованием этого сегмента: с начала года портфель кредитов малому бизнесу вырос на 70%. Это самые высокие темпы за последние шесть лет. Банк рассчитывает на двукратный рост кредитного портфеля в этом сегменте до конца текущего года.

По данным банка, в туриндустрии в первые месяцы пандемии объемы упали больше чем на 90%, но очень скоро отрасль восстановилась. Люди стали гораздо больше ездить по России, тратя на путешествия примерно столько же, сколько и раньше. А в Сочи и на всем Черноморском побережье малый бизнес в 2020 году даже вырос по сравнению с 2019 годом.

Банкир назвал отрасли, которые чувствуют себя прекрасно: продажа автомобилей, сырьевой сектор, производство строительных материалов. Как утверждает Евгений Абузов, в 2021 году количество закрывающихся компаний стало в 1,5 раза меньше, чем в 2020-м. За 9 месяцев этого года в городах присутствия банка наблюдается позитивный тренд: малых предприятий открывается больше, чем закрывается.

Тренды рынка


Руководитель блока корпоративного и малого бизнеса ПАО «БАНК УРАЛСИБ» Евгений Абузов рассказал о трендах на рынке.

Клиенты банка, в том числе малый бизнес, стали гораздо чаще использовать лизинг, этот инструмент более доступный в части оформления, чем кредиты.

Повысился спрос на банковские гарантии: за 9 месяцев 2021 года Уралсиб выдал такое же количество гарантий, как за весь 2020 год. Это связано с тем, что малый бизнес стал больше участвовать в госзакупках. Для гарантий важна скорость получения обеспечения, поэтому банк сделал упор на то, чтобы большая часть гарантий выпускалась оперативно, буквально за несколько часов.

В дальнейшем продолжится тренд на переход в дистанционный и цифровой форматы. Сейчас 98% клиентов пользуются интернет-банком и треть — мобильным. По прогнозам, доля корпоративных пользователей мобильным банком будет расти и выйдет на уровень физлиц.

Кроме того, заместитель председателя правления Банка Уралсиб отметил, что, поскольку активно растет онлайн-бизнес, будет больше появляться продуктов для этого сегмента.

Как конкурировать с гигантами


Главным конкурентным преимуществом Уралсиба Евгений Абузов назвал гибкость услуг и подходов к клиентам. Отделения банка работают больше чем в 40 регионах, и в каждом клиенты и их запросы отличаются. Уралсиб никогда не приходит в город со стандартной линейкой. Компания смотрит, что интересно клиентам, и подстраивается под их потребности и запросы тарифами и услугами. Также банк предлагает продукты для отдельных индустрий, потому что потребности разных сфер сильно отличаются. Такая фокусировка на отдельных нишах позволяет успешно конкурировать с гигантами рынка.

— Мы всегда были универсальным банком и сегодня собираем предложения и пакеты для разных отраслей. Потому что потребности медицинской отрасли очень сильно отличаются от потребностей розничной торговли, а потребности производственной компании отличаются от потребностей парикмахерской возле дома. И поэтому здесь скорее важен не запуск новых продуктов, а то, как мы скомпоновали предложение для какого-то отдельного сегмента. Наши продукты и пакеты востребованы клиентами, значит, это правильный подход, — резюмировал Евгений Абузов.

ПАО «БАНК УРАЛСИБ». Генеральная лицензия Банка России №30 выдана 10.09.2015 г.

На правах рекламы

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Loading...
Loading...