Бизнес «Идут в Сибирь»: ждать ли закрытия местных сетей после захода федеральных

«Идут в Сибирь»: ждать ли закрытия местных сетей после захода федеральных

Федералы могут дать красноярцам больше скидок, но не поставят скоропортящихся свежих продуктов

Сегодня федеральные сети в Сибири отвоевали 13% рынка 

Федеральные сети масштабно захватывают рынок Красноярска с 2016 года. Тогда в MixMax на улице Телевизорной открылся первый гипермаркет «Магнит» краснодарского предпринимателя Сергея Галицкого. В следующем году сеть заявила об открытии десятков точек по городу, шли разговоры о покупке «Красного Яра», но его собственники от сделки отказались. Сегодня 2ГИС насчитывает 53 магазина «Магнит».

Также в 2016 году другая федеральная сеть «Пятерочка» под управлением X5 Retail Group объявила о заходе на рынок Красноярского края. В Сибири они планировали открыть более 200 магазинов — в Новокузнецке, Кемерово, Омске, Красноярске, — а также построить три распределительных центра. Пока «Пятерочка» в Красноярске отстает от «Магнита» — сеть открыла 39 магазинов.

Примерно в то же время начали закрываться мелкие игроки — например, «Биг-си». Подробнее об этом мы писали в большом материале. Процесс глобализации идет даже в Сосновоборске, где после засилья там дискаунтеров «Хороший», «Батон» и супермаркетов «Магнит» распродают последнее и уходят с рынка железногорские супермаркеты «Балтийский».

На недавней конференции посвященной ритейлу, которую в Красноярске проводило издание «Ведомости», представитель аудиторско-консалтинговой фирмы PwC Ольга Сумишевская подвела статистику: в Сибири федералы уже заняли 13% рынка. В 2015 году эта цифра была на уровне 9%, но в западной части страны есть регионы, где она подбирается к 20–30%. За Забайкальем их доля ничтожно мала из-за непростой логистики. Местные сети уходят из-за поглощения или закредитованности, знает эксперт. Федералов она сравнивает с Римской империей, «которая приходит с войной и сметает всё на своем пути».

Зато новые игроки могут порадовать покупателей Красноярска очень большими скидками и новыми магазинами с выверенными полками и отделами. По словам гендиректора ГК «Красный Яр» Анжелы Рябовой, это стало возможно из-за того, что производители и самые популярные бренды выставляют федеральным сетям меньшие цены.

— Наши контракты на А-бренды (наиболее известные международные марки. — Прим.ред.)отличаются на 5–7%, иногда до 10%. С этим сложно что-то сделать. Выпрямляем цепочку поставок. Но это данность — из-за того, что количество наших магазинов и оборот меньше. Сейчас вход «Пятерочки». Мы внимательно мониторим и видим, что их промо очень глубокое. Есть товары, которые нам сейчас предлагают федеральные бренды по закупочной цене дороже, чем цены «Пятерочки» в промо, — говорит собеседница.

Исследования показывают, что покупатели считают скидки уже нормальным явлением и на большие цены не согласны

Есть товары, где 50% продаж зависит от промоакций. В пример г-жа Рябова приводит стиральные порошки.

— Фактически это поле, где играют федералы , — констатировала она. Плюс, добавляет собеседница, в отличие от магазинов в регионах они могут покрыть убытки прибылью из других городов.

Помимо больших скидок приход федеральных сетей грозит красноярцам обновлением старых магазинов с поблекшими вывесками и витринами, которые они привыкли видеть у себя в районах (местные сети оглядываются на «большого брата»), а также расширением свежей продукции на прилавках: молочки, свежего мяса, выпечки — всего, что имеет небольшой срок годности, и что тяжело везти через большие расстояния. Именно на товары местных производителей будут делать ставки сети «Красный Яр» и «Командор», заявили представители компаний. Тем более исследования показывают, что 70% покупателей готовы платить за них, потому что они «знают качество и доверяют». Хотя еще несколько лет назад местные фермеры в голос кричали, что их не пускают на полки — сети просят слишком большую плату. Сегодня же, по словам акционера ГК «Командор» Олега Сипетого, при общем росте сети на 13% есть товары Красноярского края, показывающие 80–500-кратный рост.

Всё это происходит на фоне того, что красноярцы, как и большинство россиян, стали жить беднее. И если Центробанк ожидал инфляцию на уровне 5,5%, то жители ощущают ее в два раза выше.

По словам Ольги Сумишевской, 50% опрошенных покупателей заявляют, что видят большой рост цен и ждут ухудшения положения.

— Поэтому консервативно относятся к тратам и считают, что сейчас не время для крупных покупок и инвестиций, — говорит эксперт.

На этом фоне, отмечает один из собственников сети «Командор» Олег Сипетый, резко возрос интерес красноярцев к дискаунтерам — магазинам с ограниченным числом товаров.

Данные взяты из открытых источников 

— Перераспределение в сторону дискаунтеров идет очень быстро. Год к году этот формат растет серьезно, и количество людей туда большее приходит. Часто сталкиваюсь на кассе: люди приходят, у них есть только 400 рублей. Кассир пробивает. Они: «Ой, вот это вот не надо, у меня есть только 400 рублей» — «Что убрать?» — «Что угодно, главное — уложиться в сумму». Этот фактор ограничения ведет всё больше к тому, что люди приходят в дискаунтер просто для того, чтобы купить всё самое необходимое, — поделился он.

Сегодня в Красноярске десятки магазинов подобного рода. Сеть «Хороший», если верить 2ГИС, насчитывает 41 филиал, «Батон» — 67, «Светофор» — 21. Есть дискаунтеры, не входящие в сети. В подобном формате начинают работать аптеки и даже пивные магазины.

Красноярцы стали беднее и не планируют крупных покупок в ближайшее время 

При этом Олег Сипетый считает, что пришедшая «Пятерочка» покупателей из местных супермаркетов не перетянет:

— Количество супермаркетов и гипермаркетов физически уменьшается. Там у нас тоже идет сохранение. Допустим, премиальная сеть Rosa закрылась, покупатели ее перераспределились в «Красный Яр» и «Командор». («Пятерочка» заберет покупателей, ведь открылась на тех же помещениях? — Прим. ред.) В «Пятерочке» не будет редких сыров, консервации, каких-нибудь оливок, они просто этим не занимаются. Выбор надо предоставлять людям разный.

На вопрос о том, сильно ли ударил заход федералов по местным сетям, собеседник отвечает:

— Я учился в шестом классе, перешел в седьмой, насколько моя жизнь ухудшилась? Больше думать надо, стараться. Это как посмотреть на это. Конкуренция стала профессиональней. Я считаю, что хуже пребывание без нее: ты расслабляешься и наступает глобальный Альцгеймер системы, деградация. Пример: мы на своей территории всё равно растем, увеличивается оборот. Сейчас чек растет (440 рублей — средний по сети. — Прим. ред.), а количество покупателей распределяется. Но это происходит в том числе за счет увеличения и наших магазинов, и федералов.

При этом захода новых федеральных сетей ждать в ближайшее время в Красноярск не стоит, убеждает Олег Сипетый.

— Наверное, остался еще «Красное и белое», теоретически — «Дикси», но он сюда больше не пойдет. Теоретически, «Верный», но он тоже не пойдет. Красноярск как миллионный город на радарах федеральных сетей был всегда. Это как данность на определенном этапе. Они притаскивают инфраструктуру, логистику, других поставщиков. Как-то топчет лыжню и для потребителей в итоге будет хорошо.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства