Налог на доходы физических лиц может вырасти с 13% до 16%. Правда, платить «по-полной», согласно предложению законодателей, придется только россиянам с высоким доходом.
Изменить систему исчисления подоходного налога в очередной раз предложили депутаты. В Госдуму поступил законопроект, согласно которому ставка подоходного налога вырастет с нынешних 13% до 16%. Правда, параллельно предлагается освободить от налогообложения доходы, не превышающие минимальный размер оплаты труда. Таким образом, если инициатива будет принята, в России появится прогрессивная шкала налогообложения. Установить новые правила начисления налогов предлагается уже со следующего года.
По мнению автора документа, депутата Николая Рябова, введение прогрессивной шкалы налогообложения, направленной на выравнивание доходов граждан, могло бы обеспечить уменьшение рисков, связанных с социальной напряженностью между группами с высоким и низким материальным достатком.
«В России весьма высока дифференциация в доходах различных групп населения. По данным Росстата, средний уровень денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами превышает средний уровень денежных доходов 10% населения с самыми низкими доходами более чем в 16 раз. Свыше 70% населения имеет среднедушевой ежемесячный доход ниже номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по стране. При этом численность граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума на 2014 год составила 11% к общей численности населения. В 2015 году (в соответствии с уточненным прогнозом Минэкономразвития России) количество бедных в стране может возрасти до 12,4%», – приводит статистку депутат.
По сути, идея сводится к следующему: если сегодня сумма налога на доходы физлиц рассчитывается по формуле: зарплата*13%, – то, согласно предложению, платить придется уже по другой формуле: (зарплата-МРОТ)*16%, где МРОТ – минимальный размер оплаты труда. То есть для одних налог будет меньше нынешних 13%, а для других – больше. Редакция сайта посчитала, с какого уровня доходов россиянам придется платить налог больше 13%. Как оказалось, номинальная зарплата (до вычета подоходного налога) должна быть более 31,8 тысячи рублей. То есть по сути нагрузка, пусть и незначительно, вырастет для всех, кто получает зарплату (уже за вычетом НДФЛ) более 27,7 тысячи рублей.
Как может измениться сумма подоходного налога в зависимости от уровня дохода, можно посмотреть в таблице.
Как изменится НДФЛ
Источник: пояснительная записка к законопроекту и расчеты редакции
Эксперты считают, что прогрессивная шкала налогообложения хорошо бы зарекомендовала себя в России, однако в текущей экономической ситуации введение новой системы представляется достаточно спорным.
«В российской действительности действительно хорошо бы себя зарекомендовала прогрессивная шкала исчисления НДФЛ, – считает аналитик ИХ «ФИНАМ» Антон Сороко. – Она используется во многих развитых странах (США, Великобритания, Франция, Дания), причем там различия в ставках от одного слоя населения к другому существенно выше. С помощью диверсифицированной ставки НДФЛ становится возможным изъятие сверхдоходов физлиц и возвращение этих средств в экономику путем создания новых рабочих мест, развития инфраструктуры и социальных трансфертов».
Напомним, в России не первый раз поднимают вопрос изменения системы налогообложения. Год назад законодатели уже выступали с инициативой введения прогрессивной шкалы налогообложения. Опрос, проведенный нашим сайтом тогда, показал, что такую идею поддерживает половина россиян. Пятая часть горожан, напротив, высказалась за снижение налогов для всех граждан, каждый седьмой посчитал, что нужно все оставить как есть – 13%. За введение налоговых каникул на пять лет высказались 9% читателей сайта, а вот за идею, напротив, повысить налоги для бедных, чтобы стимулировать их зарабатывать больше – лишь 2% опрошенных читателей сайта.
Аналогичные предложения звучали и в феврале этого года. Тогда депутаты «Справедливой России» предложили разделить население на четыре категории. В первую группу предлагалось включать большинство граждан, которые получают до пяти миллионов рублей в год, для них налог должен был остаться неизменным – 13%. Ко второй группе – тех, кто получает от пяти до 50 миллионов рублей, – они должны делиться с бюджетом 18% доходов. Людям с заработком от 50 миллионов до полумиллиарда рублей предлагалось отдавать в качестве налога 23% зарплаты, а кто ежегодно получает еще большие суммы – 28%. Однако профильный комитет Госдумы по бюджету и налогам заявил, что не поддержит законопроект, поскольку это может повысить «градус недовольства» в обществе.
По мнению Антона Сороко, более «старые» варианты предположений были бы более уместными на текущий момент времени. «Данное повышение может затронуть существенную долю населения, что вызовет дальнейшее сужение совокупного спроса и давление на розничный рынок, – поясняет эксперт. – Полагаю, что вернуться к вопросу широкого применения прогрессивной шкалы НДФЛ стоит после выхода страны на устойчивую траекторию роста. Сейчас же было бы оптимально повысить налоговую нагрузку для самых обеспеченных граждан (не более 1-2%), хотя в таком варианте возникнут проблемы с администрированием налога, ведь именно у этой доли населения страны есть наилучшие возможности по оптимизации своих доходов».
Политолог Николай Евдокимов, напротив, считает, что менять систему следует именно сейчас. «Прогрессивная шкала налогообложения, в первую очередь, направлена на снижение уровня социальной напряжённости и выравнивание доходов граждан, поддержку социально незащищённых слоёв населения, – полагает он. – Именно эти риски стоят перед Россией в условиях кризиса наиболее остро и введение указанной шкалы помогло бы в их нивелировании. Однако, я пока не вижу, чтобы в правительстве эти проблемы считались первостепенными. Представляется, что социально-экономический курс правительства сводится исключительно к решению финансовых проблем, а социальным факторам отводится второстепенная или, даже, третьестепенная роль».
Впрочем, по мнению Николая Евдокимова, нынешний вариант пока ещё очень далёк от прогрессивной шкалы налогообложения, принятой в странах с высоким уровнем социальной поддержки населения. «Пока он больше похож на попытку правительства найти дополнительные источники наполнения бюджета в кризисной ситуации. Прогрессивная шкала представляет собой более сложную и справедливую систему налогообложения, чем мы видим сейчас в этом законопроекте. Тем не менее, данная инициатива (если, конечно, она будет принята) вполне может послужить началом движения в этом направлении», – добавляет эксперт.