Резкие колебания курсов валют заставили работодателей серьезно задуматься о пересмотре зарплатных фондов. Компании, еще осенью не планировавшие увеличивать зарплаты сотрудникам, теперь готовы пойти на индексацию из-за резкого падения рубля, отмечают специалисты рекрутингового агентства Antal Russia. Возможно, это удастся сделать за счет уволенных сотрудников – о сокращении штатов сейчас заявляет треть работодателей.
Исследование, проведенное рекрутерами под занавес прошлого года, показало, что многие компании пересмотрели свое отношение к сложившейся экономической ситуации. Если в сентябре 2014 года абсолютное большинство работодателей (96%) полагали, что колебания рубля не являются поводом для увеличения зарплат, то сейчас не собираются индексировать ежемесячные выплаты только 66% компаний. В минувшем декабре каждый пятый работодатель, участвовавший в опросе, задумался о необходимости увеличения заплатного фонда в связи с падением курса рубля. Только 9% работодателей ответили, что увеличивают зарплату в плановом режиме, например в рамках ежегодной индексации, и не привязывают свои действия к колебанию курсов валют.
Директор рекрутингового агентства «Бизнес и кадры» Людмила Соколова уверена, что в малом и среднем бизнесе про повышение зарплат хотя бы на уровень инфляции можно забыть. «Индексацию проведут на тех предприятиях, где есть стратегически важные долгосрочные инвестиционные проекты, и только для того, чтобы удержать и мотивировать сотрудников», – добавляет она.
Что касается открытых вакансий, то 74% компаний не планируют увеличивать бюджет на зарплаты новых сотрудников, а некоторые даже считают, что запросы кандидатов могут быть поскромнее в связи с трудной экономической ситуацией. У работодателей есть для этого весомые основания, ведь 38% опрошенных компаний уже провели сокращения штата или планируют сделать это в ближайшее время.
В опросе приняли участие российские и международные компании, работающие в сфере финансовых услуг, ИТ и телеком, производства, строительства и недвижимости, фармацевтики и розничной торговли.
По словам Людмилы Соколовой, в первую очередь сокращения коснутся компаний, которые производят и продают товары не первой необходимости. «Они явно находятся в зоне риска и будут терять свои позиции, так как люди начинают отказываться от подобных покупок, – считает она. – Также пострадают отрасли, связанные с приобретением товаров, закупкой комплектующих и оборудования, где цены привязаны к иностранной валюте».
Большинство респондентов отнесли к зоне риска отделы продаж и маркетинга, говоря о тех командах, которые придется или уже пришлось уменьшить или реструктуризировать в первую очередь. В то же время подавляющее количество работодателей (77%) не хотят снижать планку, принимая на работу менее квалифицированных сотрудников за меньшие деньги. За исключением тех случаев, когда компании изначально готовы обучать кандидатов, в которых видят потенциал.
«Спад в экономике не способствует повышению занятости, поэтому отечественные предприятия уже начали сокращения персонала», – подтверждает генеральный директор консалтинговой компании «Драйвер перемен» Ариадна Денисова. По ее словам, оптимизацию персонала проводят предприятия автопрома и ряд организаций в сфере розничной торговли. Некоторые работодатели, в частности металлургические компании, не прекращали сокращать штат со времен финансового кризиса 2008-2009 годов.
По данным рекрутинговых агентств, о грядущих увольнениях заявляют представители нефтяного бизнеса, авторынка и строительных компаний. Уже провалился рынок недвижимости, где здорово рискуют риелторы. Могут остаться не удел различные консультанты и бизнес-тренеры, на услугах которых руководство компаний, скорее всего, предпочтет сэкономить. Вовсю лихорадит и рынок финансовых услуг – уже известно, что банки проводят оптимизацию штатов. Как правило, прощаются с персоналом, который кажется избыточным с точки зрения финансовой нагрузки, добавляют рекрутеры. В числе наиболее устойчивых сфер называют фарминдустрию.
«В связи с крайне нестабильной экономической ситуацией положение всех наемных работников будет не очень простым, – считает директор по маркетингу интернет-гипермаркета детских товаров Mamagazin.ru Виталий Филонов. – Тем сотрудникам, у кого есть временная или постоянная работа, не стоит сейчас пытаться ее менять и уходить «в никуда», так как поиск работы, во-первых, может затянуться на неопределенное время и человек выпадет из рабочего процесса и окажется в достаточно подвешенном и эмоционально неустойчивом состоянии. Во-вторых, в связи с достаточно ограниченным количеством вакансий практически во всех отраслях найти работу даже для хороших специалистов на самом деле становится большой проблемой. Поэтому многие кандидаты, дабы не остаться без работы совсем, соглашаются на предложения, которые не оправдывают их изначальных ожиданий».
Исполнительный директор группы компаний «Стратегии устойчивого развития» Алексей Пан утверждает, что несмотря на кризисные явления в экономике есть предприятия, которые продолжают активно развиваться, принимать новых сотрудников и расширять производство. «Сейчас активно растут компании, деятельность которых связана с импортозамещением, и это происходит в абсолютно разных сферах бизнеса, – говорит он. – Например, мы совершенно не ожидали такого активного развития от российских виноделов».
Несмотря на усложнившуюся ситуацию на рынке труда, участники опроса считают, что спад экономической активности и санкции в первую очередь отразились на маркетинговой стратегии и ценовой политике, и в меньшей степени затронули персонал. Однако на 2015 год работодатели строят планы достаточно осторожно – 49% компаний уже приостановили поиск новых кадров или планируют это сделать в ближайшее время.
Фото: Фото с сайта Poedinoktv.net