В списке самых дорогих и поражающих воображение подарков от деловых партнеров – золотые швейцарские часы, поездка в Доминикану на 10 дней, литровая банка красной икры, квартира в Москве и новый авто «Альфа Ромео», который стоит более четырех миллионов рублей. Есть и совсем необычные корпоративные презенты: например завод по переработке пищевых отходов под Ростовом-на-Дону, выяснила компания интернет-рекрутмента. В опросе участвовали 1935 работников российских компаний, в том числе 194 представителей Краснодарского края.
56% опрошенные не считают праздничные подарки от клиентов, заказчиков и подрядчиков замаскированной взяткой. Чаще всего праздничные подношения от партнеров ассоциируют с взятками работники в регионах, нежели столичные жители. Сотрудники более старшего возраста, в отличие от молодежи, представители госслужбы, а также науки и образования, нежели, например, маркетологи, также склонны видеть в корпоративных презентах элементы подкупа.
Наиболее негативно к подаркам настроены юристы, работники образования и науки, а также госслужащие (12-15%). А вот среди медиков и фармацевтов практически не нашлось таких, кто бы видел в подарках взятку. Только 2-3% транспортников, рекламистов, представителей высшего менеджмента и работников по закупкам воспринимают в праздничных презентах что-то недопустимое.
Большинство респондентов полагают, что стоимость подарка не должна превышать пяти тысяч рублей (до тысячи – 38%, до пяти тысяч – 40%). Однако есть и такие, кто считает приемлемым принять подарок, эквивалентный 100 тысячам рублей – 1%.
Большинство работников предпочли бы отказаться от дорогих подарков (64%). Каждый четвертый приняли бы этот знак внимания, однако от каких-либо преференций в работе по отношению к партнеру отказались бы. А пять процентов не только приняли бы подарок, но и удовлетворили последующие просьбы, даже если бы они потребовали отойти от установленных правил.