Социальные сети «В контакте», «Одноклассники», Facebook и Twitter становятся популярными не только у обычных пользователей Интернета. Эксперты отмечают, что к данным виртуальным сообществам все больший интерес проявляют различные российские финансовые структуры, в том числе и банки. Для кредитных организаций сети становятся одним из звеньев продвижения бренда и продуктов.
Более десятка российских банков заявили о том, что в 2011 году начнут активное продвижение своих продуктов в социальных сетях. Ставку финансовые организации намерены сделать на 20-35-летних пользователей сайтов «В контакте», «Одноклассники», считая их своими потенциальными клиентами и рекламируя им свои продукты. Еще приблизительно столько же банков намерены информировать пользователей о своих услугах и новостях на страничках Livejournal, Facebook и Twitter.
«Первопроходцами социальных сетей можно назвать «Альфа-Банк», ВТБ24, «Русский стандарт» и кроме них еще приблизительно пять-шесть российских банков, решивших более двух лет назад открыть свои «виртуальные» филиалы в интернет-блогах и сообществах, – рассказывает заместитель управляющего российским представительством Media Consulting DiK Ирина Карпова. – Скорее, пробовали сеть они в качестве эксперимента, копируя шаги западных финансовых компаний. Для иностранцев такие сайты стали важным звеном продвижения своего бренда и продукта».
По словам эксперта, сейчас интеграция в соцсообщества российских кредитных организаций идет по двум путям. Первый – это информационный, второй – непосредственно продажный. Последний путь чаще всего выбирают банки с максимальными позициями присутствия в Интернете.
Кроме данных вариантов внедрения в сети некоторые банки придумывали и более нетривиальные. К примеру, через игрушки. Так, любимая у офисных работников флеш-игра «Счастливый фермер» была проспонсирована банком «Уралсиб». Неудивительно, что для развития собственной виртуальной фермы игроки могли использовать виртуальные кредиты и депозиты от данного банка.
Между тем пока в отношениях между банками и социальными сетями дела обстоят не так гладко, как кажется. По словам руководителя пресс-службы ИК «Финам» Владислава Исаева, несмотря на то, что интерес к такому каналу продвижения у банков действительно растет, по-настоящему успешных примеров реализации таких стратегий пока почти не наблюдается.
«Привлекает кредитные организации в соцсетях относительная дешевизна, возможность использования «вирусных» эффектов, широкий охват аудитории и относительно высокий уровень доверия к сообществу. Но по отношению к попыткам коммерческого использования данных сетей аудитория настроена крайне настороженно, что осложняет работу в данном направлении наряду с отсутствием на рынке реальных специалистов по продвижению в соцсетях», – полагает г-н Исаев.
Еще один недостаток, по мнению эксперта, в том, что в данных сетях аудитория с большим интересом и готовностью воспринимает и распространяет негативные сообщения. Это несет в себе определенные риски для компаний, выстраивающих свое продвижение через соцсети. Пока одним из наиболее эффективных методов продвижения является выстраивание тематических сообществ клиентов или сотрудников компаний.
С этими доводами согласна и начальник отдела маркетинга «Банка 24.ру» Светлана Кузьменко. «Российские банки уже давно интересуются социальными сетями. Многие уже даже имеют там свои представительства, но стоит отметить, что в социальных сетях прямая реклама в виде баннеров и проч. не так эффективна, как хотелось бы. Так как в первую очередь люди приходят туда для общения. Поэтому социальные сети банкам прежде всего позволяют быть постоянно на связи с потребителем, общаться с ним, рассказывать и показывать преимущества услуг для клиента и уже в процессе этого общения формировать платформу для продажи услуг».
Редактор интернет-представительства «Альфа-Банка» Наталия Масарская добавляет, что выстроенная «живая связь» в соцсетях может касаться как общих вопросов работы банка с клиентами, так и обсуждения отдельных продуктов, услуг и сервисов. «Сегодня мы выходим в социальные сети, что будет обязательно по достоинству оценено интернет-аудиторией. В задаче банка максимально оперативно отвечать на все поступающие запросы и постараться сделать обратную связь еще более удобной для клиентов», – отмечает специалист.
Между тем пока банки выстраивают диалог в сообществах со своими потенциальными или состоявшимися клиентами, сами социальные сети строят амбициозные планы по своей более тесной причастности к проведению финансовых услуг. Так, сайт «Одноклассники» на паях с банком «Тинькофф кредитные системы» неделю назад начал выпуск кобрендинговых кредитных карт с персональным дизайном и системой лояльности, основанной на внутренней валюте сети. Оформить банковскую карту можно непосредственно в социальной сети. После подтверждения заявки карта высылается на дом. За оформление через «Одноклассников» гражданам обещан бонус в размере 300 ОК (валюта сайта). Также держатель «пластика» будет получать на свой виртуальный счёт 1% ОКов от совершённых по карте трат.
Социальная сеть «ВКонтакте» пошла еще дальше. Совсем недавно она запустила одну из первых систем кредитования между своими пользователями и сейчас начинает ее пиарить. Смысл ее в том, что пользователи сети могут одалживать друг другу небольшие суммы, пользуясь системой «WebMoney – кошелек». По умолчанию можно одолжить 100 единиц WebMoney сроком не более чем на 30 дней без процентов. Подтверждения кредитора при этом система не спрашивает. На большие суммы комиссия может варьироваться от 2% в месяц до 3% в день.
Независимые эксперты считают, что пока социальные сети банкам не конкуренты, так как большинство банковских услуг для соцсетей недоступно. В силу ряда естественных ограничений их возможности могут ограничиться лишь мелким беззалоговым кредитованием.