Культура История Красноярска История кино летопись История кино: советский период и уникальные кадры открытия кинотеатра «Космос»

История кино: советский период и уникальные кадры открытия кинотеатра «Космос»

Рассказываем, кто показывал кино в это время и какое оно было

Мы продолжаем собирать по крупицам историю кино в Красноярске и продолжаем цикл материалов, посвященных 120-летию красноярского кинематографа. Ранее мы писали, что кино в Сибири появилось благодаря вояжу коммивояжера Моржецкого. Что стало с купцом Николаем Гадаловым, открывшим самый красивый кинотеатр города, как коммунисты превратили искусство в инструмент пропаганды и запустили масштабную кинофикацию Сибири — об этом в нашем новом материале!

На сломе эпох


14 ноября 1914 года на заседании городской думы Красноярска было заявлено о «растлевающем влиянии на молодежь частного кинематографа». Обеспокоенные горожане заявляли, что тогдашние предприниматели не брезговали никакими средствами для привлечения публики и ставили картины, «действующие на нервы, развивающие низменные страсти и часто цинического содержания». Главным требованием было открыть городской кинотеатр и «если возможно, закрыть частные».

Что же шокировало общественность в репертуаре кинематографистов? Ведь ранее публика смотрела видовые картины, инсценировки исторических событий, коротенькие комедии и драмы и была этим вполне довольна. Неужели в те годы на белоснежные простыни кинотеатров запустили эротику? Реальность оказалась гораздо хуже.

В июле 1914 года грянула первая масштабная кровопролитная война в истории человечества — мировая. Краткая картина событий в Енисейской губернии: 20 июля объявили мобилизацию и ввели военное положение, объявлен «сухой закон», через год, 1 августа, на базарах запретили продавать мясо (так пытались сократить потребление мяса населением), уже весной начались голодные бунты — 7 мая разгромили мясные ряды на базаре, арестованы 150 человек. В несколько раз выросли цены на дрова и тарифы за электроэнергию.

Задолго до «удара в спину», такой плакат от ноября 1914 нашелся в фонде краеведческого музея

Что же с кинокартинами? За счет сократившегося импорта в стране расширяется производство собственных кинокартин, отвечавших запросам того времени. По всей Сибири, в том числе и в Красноярске, прокатывают ленту «Ужасы Калиша» про зверства германских офицеров и солдат в захваченном одноименном городе. Лента отличалась крайней степенью шовинизма и натуралистичными сценами изнасилований. Появляются первые агитки, засветившиеся в Красноярске: «Подвиг казака Кузьмы Крючкова» и «Бой в воздухе — подвиг русского авиатора», «Подвиг рядового Василия Рябова» и «Геройский подвиг сестры милосердия Риммы Ивановой», «Слава нам, смерть врагам», а также первые военные комедии — «Тетушка огерманилась», «Тоже война», «Вова приспособился», «Вова на войне». Рецензенты того времени называли их фарсовыми и безвкусными.

Копии этих фильмов не дожили до наших дней, поэтому мы не можем сами убедиться в их безвкусии, но кинокритик М. Ланский из Ново-Николаевска назвал одну из однотипных любовных комедий «Омут Парижа» развратом, проиллюстрированным ярко и вульгарно, с пряной приправой. Про «Ужасы Калиша» он написал следующее: «Фабула и воспроизведение «Калишских зверств» крайне грубы и элементарны, но впечатление у невзыскательной публики остается... зверства, ужасы, мутящие рассудок».

Возмущения гласных остались безответными, пока не грянула революция 1917 года, изменившая всю индустрию, а последовавшая за революцией гражданская война разорила большинство сибирских кинематографистов.

Публицист Виталий Ватолин пишет, что в Красноярске до национализации работали три кинотеатра — это был кинотеатр «Арс» (первый «Патеграф» Полякова), шикарный «Художественный», построенный купцом Николаем Николаевичем Гадаловым и кинотеатр в городском саду («Патеграф»). После национализации один, лучший, находится в распоряжении ПОАРМ-5, второй — Губнаробраза, а третий закрыт.

«Патеграф» много раз переименовывали, в наши дни здесь «Дом Кино»

По всей Сибири кино было в отчаянном положении — многие владельцы кинотеатров экстренно вывозили оборудование и кинопленку за границу. Красноярская киносекция «в наследство» получила 2 тысячи метров сырой пленки, принадлежащей технику Полякову, маленькую лабораторию и съемочный аппарат. Позже киносекция писала отчет в Сибнаробраз (первое учреждение, руководящее киножизнью в Сибири): «Условия работы чрезвычайно тяжелые. Сильное понижение температуры с отсутствием у служащих теплой одежды, а главное обуви, крайне понижают производительность труда, благодаря непосещеням их работы. Отсутствие транспорта, отопления, а за последнее время и электричества, усиливает затруднения в работе кинотеатров, которые в недалеком будущем принуждены будут прекратить свою деятельность».

Но у большевиков на кино были свои планы. Да, импорт иностранных фильмов практически прекратился, но это означало только одно — надо снимать самим! Здесь и пригодилась изъятая пленка у крупных дореволюционных кинопрокатчиков. Пленку Полякова истратили на «Хронику Енисейской Губоно» (Губоно — губернский отдел народного образования), после чего производство встало. В Иркутске также истратили пленку, позаимствованную у Дон-Отелло, на производств «Хроник» и двух короткометражек — «Октябрьская революция» и «Навстречу Ледовитому океану».

А в 1922 году грянула знаменитая фраза Ленина, которую, правда, слышал Луначарский и пронес ее в народ и историю: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Тот же год стал переломным для династии купцов Гадаловых. Напомним, что Петр Иванович помог Полякову с организацией первого кинотеатра «Патеграф» (ныне «Дом Кино»), а его двоюродный брат золотопромышленник Николай Николаевич построил собственный кинотеатр — изящный «Художественный». В тот злополучный год у Николая Николаевича в квартире большевики провели обыск: искали золото, но ничего не нашли. Тем не менее, через два года его арестовали и отправили в Ново-Николаевскую тюрьму, но вскоре он был выпущен под залог и оправдан судом. В 1926 году он переехал с семьей в Ленинград, где тихо трудился инженером, пока не умер в 1932 году. Впрочем, еще в 1914 году Николай Николаевич передал «Художественный» в аренду Полякову. А прежний кинотеатр Полякова, переименованный в «Арс», возглавил техник и кинооператорв Михаил Чулков.

Шикарный зал кинотеатра «Художественный» до революции

Перерождение кино и Великая Отечественная война


В 1919 году большевики национализируют кино, выпустив декрет «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения». Впрочем, национализация была плавная и проходила в первой половине 20-х годов, сосуществуя с рыночной экономикой.

Что же происходит в Енисейской губернии? В деревни приходит кинематограф! Нет, это не кинотеатры — пока это только небольшие конопередвижки, которые используются как вспомогательный инструмент пропаганды. Для неграмотных крестьян устраивали вечера в избах-читальнях, где зачитывали декреты и обязательные постановления с толкованием и «наглядными демонстрациями при помощи кинематографа и волшебного фонаря». Таким образом большевики заманивали на нудные политические лекции аттракционом, который подавляющее большинство сельских зрителей еще не видело.

Абрам Иониди, проработавший 42 года киномехаником в селе Вершино-Рыбное Партизанского района, вспоминает, как работали такие установки в годы Великой Отечественной войны. Кинопередвижки представляли из себя киноаппарат с бензиновым движком Л-3 и генератором, а также репродуктором. Их гужевым транспортом возили от деревни к деревне. Аппаратуру обслуживали киномеханик и его помощник, зачастую им приходилось ночевать в селе. Иногда такие «командировки» заканчивались скандалом или даже раздором в семье киномеханика. Бывало и другое — зарождалась новая семья.

«В то время электричества не было. Для кино электроэнергию получали с помощью динамо. Киномеханик набирал команду, в основном, пацанов, которые крутили динамо. Таким образом появлялась возможность посмотреть кино бесплатно. Каждый из команды стремился побыстрее открутить свою часть, а потом спокойно смотреть фильм», — вспоминает Абрам Михайлович.

В военные и послевоенные годы киноаппараты перевозили на грузовичках ГАЗ

Но вернемся в Красноярск: 12 апреля 1926 года кинотеатры «Арс» и «Кинемо» (бывший «Художественный») отдаются в ведение Всероссийского фотокинематографического акционерного общества «Советское кино». «Кинемо» получает скучное название — «Совкино». В том же году, в июне, решено построить кинобудку в деревянном здании кинотеатра в городском саду. До войны в Красноярске успевают построить кинотеатр «Железнодорожник» в 1939 году на Мира, 129.

«Художественный» превратился в «Совкино»

В Великую Отечественную войну в красноярских кинотеатрах показывали преимущественно довоенные фильмы, также кино крутили в Доме Красной Армии, Клубе им. Дзержинского, Клубе Карла Либкнехта, Клубе ПВРЗ. Среди фильмов были такие картины, как «Великий гражданин» — фильм о жизни Сергея Кирова; «Груня Корнакова» — первый советский полнометражный цветной фильм о работнице фарфорового завода;

«Парень из тайги» — фильм о трудовых подвигах золотоискателей; «Трактористы» — советский художественный фильм, история жизни тракториста Клима Ярко; «Веселые ребята» — первая музыкальная кинокомедия о похождениях талантливого пастуха и музыканта Кости Потехина.

В сентябре 1941 года на полотнах стали показывать военные хроники и первые «Боевые киносборники» — фильмы, снятые на фронте и в тылу. Показывали их перед демонстрациями художественного кино. Когда союзники открыли второй фронт, в кинотеатры попали и зарубежные фильмы, первым из которых был американский фильм «В старом Чикаго», выпущенный в 1938 году.

Под самый занавес войны советские киношники выпускают на экраны потрясающую военную комедию «Небесный тихоход» о трех друзьях-летчиках, поклявшихся не влюбляться до конца войны. Но клятву все трое вскоре нарушают, отдаваясь чувствам к двум летчицам и журналистке.

Красноярцы обычно занимали очередь за несколько часов до фильма в попытке купить билеты, но те очень часто оказывались уже распроданными. Людей в кинотеатры привлекало и то, что до начала вечерних сеансов в фойе обычно играл оркестр и проводились танцы. Старожилы вспоминают, что в летнее время на городских окраинах кинопередвижки с наступлением темноты демонстрировали фильмы. Улицу перегораживали сшитым из простыней полотнищем, заменяющим экран, и показывали фильмы.

Бум кинотеатров

Государство отличалось масштабными планами во всем, и вскоре эта масштабность добралась до кино: в 1928 году Совнарком РСФСР принимает постановление о необходимости составления пятилетнего плана по кино. Журнал «Жизнь Сибири» опубликовал статью о кинофикации Сибири с просто космическими цифрами — на строительство кинотеатров планировали потратить 2,4 млн рублей. Тогда средняя зарплата рядового горожанина составляла 43 рубля в месяц. За эти деньги в Сибирском округе за пять лет построили 30 кинотеатров, не считая передвижек.

В 1953 году в Комсомольском городке, где раньше был лагерь заключенных, в деревянном клубе начали показывать фильмы. В планах там не предполагалось кинотеатра, но нужда в нем была, поэтому жилой дом на Баумана, 22 перепланировали под кинотеатр «Мир» — в 1957 году он был открыт.

В «Красноярском рабочем» писали: «Зрительный зал на 500 мест. Внутри здание богато отделано. На оборудование кинотеатра израсходовано 200 тысяч рублей». Журналист больше внимание почему-то уделяет фанерной мебели, изготовленной в Решетах.

Киноман из 60-х

В 1949 году в камень начали облачать Свободный переулок, который ныне именуется не иначе, как проспектом. А в 1962 году его увенчал современный кинотеатр «Космос». В архиве «Енисей Кино» нашлась редкая пленка с первого дня открытия кинотеатра — только взгляните, каким он был!

Легендарный красноярский кинотеатр «Родина» открыл свои двери в 1960 году — поразительную фреску на фасаде из енисейской гальки выложил художник Евгений Кобытев, увековечив в ней своих жену и дочь.

В 1967 году в честь 50-летия советской власти открывается кинотеатр «Юбилейный» в районе Предмостной площади. Не так далеко оттуда стоял ветхий барак — клуб «Мотостроя», где раньше крутили фильмы.

Десятки «Юбилейных» строили по всему Союзу в честь 50-летия революции

А в 1968-м начинается строительство нового здания для кинотеатра «Луч» — через два года он открывает свои двери для зрителей. Первым же фильмом для показа выбрали «Бурьян» киностудии Довженко.

Новое капитальное здание кинотеатра «Луч»

Далее краткий обзор открытия кинотеатров — их было много, и многие из них ждет печальная судьба, о которой мы расскажем в другом материале.

Кинотеатр «Пограничник» открыли на Жданова, 66 весной 1963 года. Годом позднее на Красрабе открывается кинотеатр «Спутник», переделанный из жилого дома. На Устиновича открывают кинотеатр «Победа» в 1966 году, а через 3 года на Аэровокзальной запускают «Пилот». 1 января 1970 года запускают «Строитель» на Тотмина, 1. На улице 60 лет Октября в 1976 году открывают кинотеатр «Енисей». На Говорова в 1980 году построили «Звездный». В 1986 году в микрорайоне «Солнечный» открывают одноименный кинотеатр. Также в 80-х на Калинина построили кинотеатр «Молодежный». Кроме того, показы фильмов проходили в многочисленных ДК, разбросанных по всему городу.

«Енисей» на улице 60 лет Октября

Мы не упомянули о других кинотеатрах, открытых в годы гражданской и Великой Отечественной войн — о них не сохранилось каких-либо данных, кроме названий: «КиноСибирь» (Дом офицеров), «Маяк» (открыт в 1956 году на Новой Базаихе, но закрылся через 4 года), «Экран» (станция «Енисей», открыт в 1948 году), «Шахтер» (открыт в 1949 году на Туруханской).

В следующем материале мы более подробно расскажем о фильмах и работе кинотеатров на примере одного из главных в Красноярске. Делитесь в комментариях своими воспоминаниями о кинопоходах — самые лучшие попадут в нашу следующую статью!
Звоните круглосуточно8-999-315-05-05
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства