Недвижимость Деньги на ровном месте

Деньги на ровном месте

В городе нашли хрущевку, которая приносит жильцам миллионы за счет рекламы на стенах, — корреспондент нашла другие способы заработка за счет жилища

В «Жилфонде» назвали дом-рекордсмен, заработавший за минувший год на общедомовом имуществе более 2 млн руб. Деньги с рекламы на фасадах жильцы пустили на общее благоустройство. Каким образом красноярцы могут получить прибыть с общих стен, крыши и лифтов и как с их молчаливого согласия это делают другие, разбиралась корреспондент НГС.

Скромная 5-этажка по адресу Красноярский рабочий, 104 за год принесла своим жителям 2 млн руб. Как пояснили в ГУК «Жилфонд», сумма для города является рекордной, получена же она была за счет сдачи подвалов предпринимателям и размещении рекламы на фасадах.

Зарабатывать на общих «квадратах» жильцы начали с 2008 года, с каждым годом доход увеличивался вместе с желающими разместить рекламу. За это время кирпичная пятиэтажка с 53-летней историей превратилась в неподступную крепость, убедилась корреспондент НГС. Жильцы пустили полученные деньги на установку металлического забора, калиток и ворот во двор, а также на благоустройство территории. Кроме того, средства стали подспорьем в оплате охраны, домофона и видеонаблюдения.

В «Жилфонде» рассказывают, что по пути жителей хрущевки-миллионера могут пойти все красноярцы — с решением о заработках со стен фасадов и крыш должны согласиться две трети жильцов каждого дома. Какие суммы из всего этого можно извлечь, попыталась понять автор.

Деньги с фасада

Быть ли рекламной конструкции на фасаде дома, решает управление архитектуры мэрии. Оно же по предоставленным документам выдает разрешение на размещение. При этом, как подчеркивает председатель общественного движения «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков, даже если все жильцы сказали свое «да» рекламе, комиссия может отказать: «Это касается стен с окнами, чаще — в центре. Общая позиция архитекторов — это портит облик города. Считаю решение обоснованным: интересы мелкого бизнеса не повод превращать город в сельпо».

Неплохо заработать на фасадной рекламе, считает Роман Казаков, могут дома, выходящие на главные магистрали города. Стоимость аренды зависит от размера размещаемой конструкции: при средней цене «квадрата» в 1–1,5 тыс. руб. баннер на всю стену может принести до 100 тыс. в месяц, уверяет общественник.

Балкон — дело колхозное

Легким источником обогащения в городе может стать и балкон с рекламным баннером. Однако самовольно вешать на него рекламу жители не имеют права. Как объясняет представитель управления архитектуры Инесса Итигменева, балкон — часть фасада и общедомовой собственности, а следовательно, что будет на нем рекламироваться — также должны согласовать в мэрии.

Незаконную рекламу на балконе и фасаде ждет демонтаж, а нарушителя — издержки на него и штраф до 1 млн руб., предупреждают в мэрии. Получатель денег — частное лицо или юридическое, должен отчислять налог на прибыль в бюджет города.

Засилья рекламы на балконах в центре автор не обнаружила. Редкие плакаты с предложением квартир посуточно, услугами фотографов и остекления балконов висят тут годами. По указанным на них телефонам единогласно заверили — рекламируют свои услуги и никому балкон не сдают. О внушительных штрафах жильцы не слышали и в них не верят. «Я имею право на своем балконе размещать. Сомневаюсь, что кто-то придет», — рассуждает жительница дома № 49 на ул. Ленина, представившаяся Олесей Николаевной.

Реклама в лифтах

Узнать, сколько дом заработал на рекламе, можно в управляющей компании. Жители Солнечного и части Советского районов и вовсе лишились прибыли из-за предприимчивых работодателей — щиты висят незаконно. Большие щиты с мозаикой пестрых объявлений, вспоминает жительница ул. 40 лет Победы Мария Лыткина, начали появляться в лифтах около полугода назад: «Разрешения на размещение никто не спрашивал. Сначала их срывали, изрисовывали, потом все привыкли и смирились. Хотя как-то раз на них появилось объявление, что компания разыскивает злоумышленников, срывающих рекламу. Якобы даже дело в полиции завели». В управляющей компании жильцы узнали, что реклама размещена незаконно, а ее владельцы старательно скрывают телефоны и свое название.

Реклама в половине лифтов Советского района висит незаконно, подчеркивают в коммерческом отделе ГУК «Жилфонд». Сейчас там собирают полный список адресов для похода в суд и следующего демонтажа. Судя по прайсам, размещенным в интернете, предприимчивые рекламодатели с молчаливого согласия жильцов зарабатывают около 300 тыс. руб. в месяц: плакат формата А3 в 219 лифтах «Солнечного» они оценили в 76,8 тыс. руб.

А из нашего окна вышка оператора видна

Минимум 18 тыс. руб. в месяц жителям дома может принести водружение на крыше вышки сотовой связи. Такую цифру автору озвучил Роман Казаков, заверив, что это минимум, а окончательная сумма зависит исключительно от запросов жильцов-монополистов: «Есть точки, где оборудование надо расположить для покрытия сети. Не нравится цена в 18 тыс. руб., требуйте 180. Потом сторгуетесь до устраивающей обе стороны цены». Управляющие компании и операторы сотовой связи говорить о плате за вышки отказались, сославшись на коммерческую тайну.

Размещение базовых станций сотовых операторов на крышах домов также подлежит согласованию с большинством жильцов. Однако они могут передумать, как это сделали владельцы квартир на ул. 9 Мая, 31а в 2013 году. Согласно данным Арбитражного суда, перейдя после ликвидации ТСЖ «Земляки» в УК «Красжилсервис», жители потребовали от компании МТС демонтировать вышку, простоявшую 5 лет. Если большинство соседей решило установить вышку, а против только один, то шансов у одиночки нет. В «Жилфонде» пояснили: «Это точно так же, как если большинство решит во дворе сделать парковочные карманы, а вы хотите горку для своего ребенка». Единственный способ, говорят собеседники, — оспорить правильность проведения собрания в прокуратуре или «переманивать» соседей на свою сторону.

А деньги где?

В «Жилфонде» и общественном движении «Народный контроль в ЖКХ» автора заверили, что любой жилец может проконтролировать поступление средств от рекламы и совместно с соседями решить, куда их потратить: на ремонт детской площадки, коммуникаций или фонтан. По словам Романа Казакова, средства могут поступать как на счет дома, так и отдельный счет индивидуального предпринимателя, заведенный на председателя дома. В последнем случае бояться, что человек исчезнет вместе с общими рублями, не стоит, убежден он: «Испортит раз и навсегда отношения со всеми соседями, а ему там жить. Собрание может решить перечислять на другой адрес». Также деньги можно пустить на счет регионального оператора для оплаты капитального ремонта и продвинуться в общей очереди.

Юлия Глушко

Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства