В войне красноярских таксистов за аэропорт появились новые жертвы. После прокурорской проверки два участковых получили замечания за отказ в возбуждении дел за десятки проколотых здесь шин. Сообщения о массовых драках, изуродованных машинах и даже попытках «заминировать» аэропорт ради кошельков пассажиров приходят из «Емельяново» не первый год. Местные таксисты в конфликте винят службы заказа, не желающие ездить за «нормальные 1,5–2 тысячи». Сколько зарабатывают автолюбители у бордюров и как в аэропорту надеются прекратить бесконечную войну — в материале далее.
Прокуратура наказала полицейских за бездействие при разборках таксистов в аэропорту «Емельяново». Только с начала года в полицию поступило 50 заявлений о проколотых шинах, однако местные правоохранители массово отказывали пострадавшим в возбуждении дел и не спешили искать виновных.
«По абсолютному большинству фактов [полицией] вынесены определения об отказе в возбуждении административных дел: либо истекли сроки привлечения к ответственности, либо не нашли лиц. Такие результаты работы создают предпосылки для еще более дерзких правонарушений», — рассказывает прокурор Емельяновского района Александр Иванов.
Несмотря на жесткость прокурорских формулировок, емельяновские участковые отделались замечаниями. Полицию же обязали начать доследственную проверку по фактам всех нападений. В прокуратуре считают, что действия нападающих «тянут» не на административное правонарушение, а на уголовную статью.
Бездействие полиции кажется странным на фоне потока новостей из аэропорта, которым, пожалуй, позавидуют режиссеры боевиков. Три года назад толпа неизвестных выкинула 39-летнего работника такси «Максим» Владислава Демидова из его KIA Spectra и жестоко избила, а также разгромила машину. Коллеги по цеху на митинге в защиту Владислава уже тогда уверяли, что это не первый случай, и жаловались на «бомбил». «После этого месяц была тишина, а потом все продолжилось. Кого-то "предупреждали", чтоб не таксовал, кому-то сразу кололи колеса», — уверяет красноярец Денис, работавший в те года в службе заказа такси.
О методах работы с конкурентами на парковке аэропорта красноречиво свидетельствует запись с видеорегистратора, снятая одним из таксистов и попавшая в эфир телекомпании «СТС-Прима». В ролике видно, как к припаркованной машине приближается толпа крепких мужчин в спортивной одежде и сыпет вопросами: «Заявку ждешь? Чего, в городе работы нет? Гоняем вас, ходим колеса колем, нравится вам? Не можете без этого? А чё ты стоишь?». Прошлым летом дошло до того, что после подобного диалога один из таксистов сообщил о минировании аэропорта, чтобы обидчики лишись клиентов.
Нередко жертвами местных водителей становятся и простые водители. «Повез сестру с семьей на самолет, приехали мы на двух машинах, высадил. Подошли господа "бомбилы" и сказали, что если я не уеду сейчас, то разобьют машину. Нас было 4 мужчин, и только после потасовки "бомбилы" поняли, что я туда не работать приехал, а по личному делу», — вспоминает красноярец Владимир Ч.
На сегодняшний день официальным партнером аэропорта выступает компания «Транс Союз». Представитель «Емельяново» Ксения Квятковская уверяет, что никаких преференций это такси не имеет, кроме права пользования парковкой перед терминалом прилета и размещения стоек заказа в самом аэропорту. Это право компания получила по итогам конкурса, обязуясь в ответ содержать парк машин премиум-класса с водителями в специальной форме. Имеют ли отношение к этой компании водители в пестрых пуховиках и спортивных штанах, предлагающие сейчас свои услуги на площади перед аэропортом, г-жа Квятковская пояснить не смогла.
Большинство фирм такси берут за поездку из «Емельяново» в центр города 600–650 руб., «Транс Союз» предлагает проделать этот путь за 1200 руб., дорога с «бомбилой» может встать в 1,5–2 тыс.
Именно в перевозке по низким ценам и заключается главная претензия частников к водителям службы заказа такси. «Возят в порт по 600 рублей и оттуда ждут за такой же ценник клиентов, цены только ребятам сбивают, только чмо может за такие гроши возить, резали им колёса и будут резать! 1500–2000 это нормально», — открыто писал в соцсети «ВКонтакте» красноярец Виталий.
Один из таксистов, знакомых с положением в «Емельяново», не исключает, что некоторые проколотые шины — дело рук как раз красноярских таксистов: «Портовские толпой налетают на городских таксистов типа "Максим", "Везет". Потом такие городские ходят в порту и тем местным колеса дырявят».
Не лучшим образом дела обстоят и в Красноярске. В районе железнодорожного вокзала, крупных ресторанов, гипермаркетов, автовокзала дело до проколотых шин не доходит, но чужакам быстро объяснят, что стоять здесь не стоит, признается красноярский таксист Денис Головач: «Я слышал, что они просто договариваются с заведениями. Или платят руководству, или возят персонал». Таксист-частник с 13-летним стажем Сергей Р. уверяет, что в самых хлебных местах работа едва ли не наследуется: «Знаком с девушкой, которая пошла таксовать на вокзал. У нее дядя там с 79 года стоял, умер, у нее проблемы с работой, ипотека. Пришла, переговорила с кем надо, все объяснила, работает». По словам мужчины, в районе каждой крупной остановки есть свой круг таксистов: «Если ты живешь на Базаихе, зачем на ГорДК стоять? Тут своим денег не хватает. В тачке если сидеть по 8–9 часов, чистыми больше "тридцатки" не заработаешь. А через пару месяцев что-нибудь крупное летит, и тратишься на ремонт».
Директор службы заказа такси «Мой город» Александр Сысойков полагает, что от конфликтов между «официалами» и частниками на улицах Красноярска спасает только близость коллег:
«На вокзал в течение 10 минут могут собраться очень много водителей из твоего таксопарка, а до аэропорта ехать минимум 40 минут». Летом 2015 года г-н Сысойков вместе с представителями десятка служб заказа такси подписал обращение к губернатору Виктору Толоконскому с просьбой взять ситуацию в «Емельяново» под свой контроль.
Глава участковых Емельяновского района не стал объяснять причины отказа в возбуждении дел по фактам прокола шин. В пресс-службе краевого ГУВД обещали подготовить развернутый ответ.
Представитель «Емельяново» Ксения Квятковская надеется, что ситуацию здесь спасет увеличение числа видеокамер на площади перед аэропортом. Как это поможет остановить таксистские войны — непонятно, если учесть, что сейчас на парковку смотрит 19 видеообъективов.
Антон Понарин
Фото depositphotos.com