Столб воды температурой 65 градусов вырвался из люка посреди проезжей части на ул. Вавилова. Спустя пару минут прямо в парящий фонтан высотой 20 м медленно въехал автобус. Вода с силой била о дно, но маршрутка не трогалась. Рядом в истерике бился обожженный водитель. Его ошпаренные пассажиры в панике жались к задним сиденьям — пар и вода заполняли автобус, но двери заклинило. Разрывая руки, очевидцы выбили стекло. Очевидцы камнями били стекла и забирались в автобус, чтобы спасти людей. Подробности — в материале НГС.НОВОСТИ.
Автобус с 15 пассажирами в салоне въехал в 20-метровый столб кипятка, бьющий из люка канализации на проезжей части — 8 пассажиров, из которых половина — подростки, оказались в больнице. По данным полиции, все произошло в 10:40, на ул. Вавилова, в районе торгового центра «Атмосфера дома».
Прибыв на место происшествия через 40 минут, корреспондент НГС.НОВОСТИ увидел огромные, растянувшиеся примерно на 100 м лужи. Над ними продолжал клубиться пар. На огороженном участке, прямо посередине дороги из-под ржавого канализационного люка продолжала струиться вода. В 10 м от люка в груде стекла с оторванным бампером стоял «пазик» маршрута № 65.
«Фонтан рванул без двадцати, без пятнадцати одиннадцать. Вода с высоты падала на машины. Мы рванулись их переставлять», — рассказывают продавцы сервисного центра «АвтоАзарт», расположенного напротив места ЧП. Обжигая ноги, молодые люди отогнали машины и увидели автобус. Высадив на остановке девушку с ребенком, он медленно взял курс по направлению к столбу кипятка. «Да какой там ехал. Не ехал, а полз, стоял, можно сказать», — вспоминает двигавшийся за автобусом водитель Александр.
Прохожие бросились на проезжую часть, чтобы остановить автобус.
рассказывает очевидец Сайбух Рагимов. Дальнейшее он описывает так: вся передняя часть автобуса оказалась прямо под фонтаном воды. Водитель выскочил из салона и стал звать на помощь. Пассажиры оказались заблокированными в салоне, двери «пазика» не открывались. Со всех сторон — через открытые окна и люки — в салон хлынули пар и вода.
«Пассажиры — дети, девушки — жались назад, где воды меньше, на сиденья запрыгивали. Мы попытались открыть дверь», — говорит Сайбух. В итоге мужчина камнем вынес заднее стекло, вытащил девушку-пассажирку, а затем забрался в салон и разблокировал дверь. Забираясь в салон через выбитое стекло, парень поранил руку, но тянуть было нельзя: «2–3 минуты, и все — люди бы сварились. Когда я стекло разбил, из салона пар вышел». Пустой автобус от бьющего фонтана оттаскивали краном.
По данным оперативного штаба, созданного администрацией Красноярска, в результате ЧП 9 пассажиров с ожогами различной степени тяжести оказались госпитализированы, одна из девушек-пассажирок в тяжелом состоянии доставлена в реанимацию.
Никто из очевидцев логику водителя, направившего автобус прямо под горячий душ, понять не может.
Часть полагает, что мужчина пытался объехать фонтан, но не смог, часть — не успел набрать скорость от остановки, намереваясь проскочить душ. Работавшие на месте сотрудники оперативно-следственной группы также не смогли прийти к однозначным выводам.
В пользу того, что остановка под столбом воды была вынужденной, говорят оторванный бампер автобуса, а также куски двигателя, валявшиеся прямо рядом с люком. Не исключено, что автобус наехал на выбитый водой люк и заглох от воды.
Что по поводу инцидента думает сам водитель — неизвестно. На 12 часов дня на месте происшествия не было ни его, ни кондуктора. На все вопросы правоохранителей отвечала собственница маршрута Анна Ялтонская. По ее словам, об аварии она узнала в 12-м часу, от родственников водителя, сам он до этого никаких нареканий не имел, а кондуктора она и вовсе не знает — в этот рейс водитель взял какого-то знакомого. По неофициальной информации правоохранительных органов, с ожогами спины, рук и живота водитель от госпитализации уклонился, «себя спасал, ушел куда-то лечиться».
Из разговоров совещавшихся энергетиков и чиновников автор выяснил, что автобус затопило водой температурой около 65 градусов.
«Можно предположить, что повреждение находится прямо под крышкой люка. Ничего пояснить не могу. Нужно отключить поврежденный участок. Вероятность обрушения асфальта минимальна», — заявил Александр Харюзонов, главный инженер ОАО «Красноярская теплотранспортная компания» (обслуживание инженерных сетей).
По его словам, в связи с аварией без горячей воды на 4–5 часов останется «микрорайон на Королева до ул. Матросова с одной стороны до проспекта Красноярский рабочий». Из неофициальных докладов энергетиков главе департамента городского хозяйства следовало, что под отключение подпадает три десятка домов.
Сами коммунальщики причины аварии поясняли кратко: «Превышения давления не было. Допускается 16, было 12, Превышения допустимых значений не было однозначно. Сети старые — 60–70-х годов. Надо было или остановиться, или объехать, зачем на фонтан ехать?».
Позже версию об износе оборудования в качестве основной причины назвала и пресс-служба Сибирской генерирующей компании: «Теплотрасса, на которой произошло повреждение, — 1976 года».
13 мая на совещании по поводу завершения отопительного сезона глава департамента городского хозяйства Игорь Титенков подсчитал: для замены всех изношенных инженерных сетей Красноярска необходим 1 млрд руб. Тем не менее в казне города есть средства лишь для «самых необходимых мероприятий для предотвращения аварий». В текущем году на эти цели в бюджете Красноярска заложено 114 млн руб., в 2015-м — 93 млн руб., в 2016-м — 158 млн руб. Сам чиновник тогда признавался, что этого явно мало.
Антон Понарин
Фото Li ar• с youtube.сom (1), автора (2, 3)