В четверг, 13 февраля, будучи в Красноярске, министр обороны Сергей Шойгу заявил о вводе новой системы военной подготовки для студентов. С сентября 2014 года старшекурсники смогут получить военный билет вместе с дипломом и не нести службу в течение года. Для этого желающие должны прослушать 250–450 часов лекций и пройти сборы. Площадкой для обкатки нововведения станут два красноярских вуза, в которых остались военные кафедры — Аэрокосмический университет и СФУ. Хватит ли этого времени на подготовку квалифицированных солдат, сократится ли число уклонистов и дедовщины — в материале НГС.НОВОСТИ.
Всем участникам опроса было задано три вопроса:
1. Поддерживаете ли вы идею учить на солдат в вузах, а потом давать военный билет?
2. Можно ли подготовить солдат за 450 часов, сократит ли мера число уклонистов и не пойдут ли в вуз исключительно ради освобождения от службы?
3.Стоит ли вообще отказаться от призывной армии? Не ухудшит ли идея Шойгу ситуацию с дедовщиной, ведь по ней люди с высшем образованием в армию не пойдут?
Евгений Гарин, директор Института военного обучения СФУ, полковник запаса: «Новая система подготовки для студентов 4-х и 5-х курсов — добровольная. Она дает возможность, не отрываясь от учебы, получить военные знания, а также полное право идти на госслужбу — по указу президента без службы в армии туда теперь не принимают. Вместо того чтобы съездить куда-то отдыхать, студент пойдет на военную кафедру, срок зачтется как служба в армии. Что в этом плохого?
Подготовка рядовых рассчитана на 250 часов, сержантов — 350. Плюс — летние сборы при воинских частях. Этого времени достаточно: если мы офицера готовим за 450 часов (аудиторных занятий. — Ю.Г.), как мы солдата не подготовим? Данная форма — цивилизованная служба в армии, подготовка мобилизационного резерва на опасный период для страны.
Что касается дедовщины, я, как профессиональный военный, офицер, отслуживший 38 лет в армии, такого слова не знаю и не понимаю. Где нормальный командир — там никакой дедовщины нет, где плохой — там разгильдяйство. Дедом в части должен быть ее командир».
Нина Речкалова, зампредседателя общественной организации «Комитет родителей военнослужащих Красноярского края»: «Думаю, новая система военной подготовки для студентов будет интересна многим молодым людям. Сегодня не многие ребята хотят служить, стараются «откосить», или родители всякими путями стараются посодействовать этому.
Даже 450 часов на подготовку, мне кажется, мало. Сейчас в армию планируют вводить новую технику. Многие, кто служит даже год, не всегда успевают узнать все азы. Нужна практика, условия, приближенные к военным.
Думаю, число уклонистов сократится, ведь многие боятся идти в армию из-за неуставных отношений.
Правда, этого стало меньше, чем лет 5–10 назад. Пойдут ли студенты в вузы за военными билетами вместо знаний — рассуждать не готова.
Без призыва и срочной службы никак нельзя. В последнее время стараются делать уклон на контрактную службу. Многие подписывают контракты, но потом передумывают. Видимо, причина в подчинении: здесь он гражданский человек, там — устав, дисциплина, приказы».
Борис Малышев, выпускник-2013 гуманитарного факультета СибГАУ им. Решетнева: «Честно говоря, не очень хочется идти в армию — жизнь устоялась, бизнес начал. Если бы центры подготовки появились во время моей учебы я бы в них лично не пошел — в ней есть и плюсы, и минусы. Студентам нужно на что-то существовать, стипендии не хватает.
Многие начинают работать, строить карьеру уже во время учебы, график плотный, проходить военное обучение просто физически невозможно.
В принципе, тот минимум знаний, который необходим в случае военных действий, дадут и эти центры. Потом это позволит проще воспринимать информацию. Не думаю, что избегать службы будут меньше. Хотя многие найдут ряд плюсов в том, что отрезанными от дома и семьи они будут только на момент сборов.
Логично отказаться от обязательного призыва, если параллельно будет развиваться контрактная служба. Чтобы профессиональные военные тоже были и могли встать на нашу защиту в любой момент. А вот на дедовщину идея Шойгу никак не повлияет: если ситуация ухудшится, то либо все осталось бесконтрольно, либо деградация дошла до такого, что в закрытом социуме друг друга грызут до последнего».
Александр Пономарев, мастер спорта России по автомобильному спорту, проходил службу в ракетных войсках «Красноярск 53»: «Как альтернатива не ходить в армию — да. Имея высшее образование, ходить в солдатах мне было бы не по себе. Идея придется по душе студентам, которые отмазываются от армии — знаю, что военный билет сейчас можно купить за 100 тыс. руб. С другой стороны, если у человека маломальский бизнес, потом все придется начинать с нуля. С другой — кто Родину защищать будет, если что-то случится. А тут возможность получить высшее образование, и в случае, если призовут — ты будешь готов.
Раньше говорили, что армия делает из мальчика мужчину, это было так, когда служили два года».
450 часов — это 19 дней, за это время, дай бог, автомат научатся собирать и ничего себе не отстрелить. При полноценном обучении солдаты только на второй год могут самостоятельно развернуть радиостанцию в полевых условиях, подключить и выйти на связь.
От призыва отказываться не стоит — не у всех есть возможность обучаться в высших учебных заведениях. А идти за военным билетом в институт — дорогостоящее мероприятие, платное обучение в семестр стоит в среднем 30 тыс. руб., да проще купить «военник». Здесь же получаешь образование, специальность и военные навыки — убиваешь двух зайцев.
Наличие дедовщины зависит от офицерского состава: она останется, если руководство части ее поощряет или закрывает на это глаза. И это не зависит от того, кто откуда пришел — со школы или вуза».
Юлия Глушко
Фото Ольги Ярцевой