История тепла: новый век
Новости компаний
Предприятию красноярских теплосетей исполняется 60 лет
История тепла: новый век
Предприятию красноярских теплосетей исполняется 60 лет
Новости компаний
Сегодня сложно представить, что центральное отопление и водоснабжение в Красноярске появилось всего чуть более полувека назад. Именно тогда, 22 февраля 1958 года, было создано предприятие, которое уже 60 лет заботится о том, чтобы в дома красноярцев поступали тепло и горячая вода. История этого предприятия прочно связана с самыми важными вехами развития города, края и страны в целом.

Сегодня сложно представить, что центральное отопление и водоснабжение в Красноярске появилось всего чуть более полувека назад. Именно тогда, 22 февраля 1958 года, было создано предприятие, которое уже 60 лет заботится о том, чтобы в дома красноярцев поступали тепло и горячая вода. История этого предприятия прочно связана с самыми важными вехами развития города, края и страны в целом.
Тяжелое начало пути
История красноярского теплоснабжения уходит корнями в самые тяжелые годы для нашей страны. Во время Великой Отечественной войны оборонные заводы с прифронтовых территорий эвакуировались в города тыла. Одним из таких городов был Красноярск. Именно тогда на правобережье началось активное развитие промышленных объектов. Конечно, сразу возникла необходимость в том, чтобы согревать все заводские помещения и близлежащие к ним жилые дома. И в 1943 году была сдана в эксплуатацию ТЭЦ-1.
Красноярскую ТЭЦ-1 строили очень тяжело. В разгар войны в Красноярске не было ни материалов, ни специалистов. Не было даже мужчин-рабочих — только женщины и подростки. Но в город прибывали заводы и люди с оккупированных территорий, поэтому надо было торопиться. Практически сразу после пуска первой очереди начали строительство второй и закончили ее в 1948 году.
Красноярскую ТЭЦ-1 строили очень тяжело. В разгар войны в Красноярске не было ни материалов, ни специалистов. Не было даже мужчин-рабочих — только женщины и подростки. Но в город прибывали заводы и люди с оккупированных территорий, поэтому надо было торопиться. Практически сразу после пуска первой очереди начали строительство второй и закончили ее в 1948 году.
Обслуживанием трубопровода в то время занимался небольшой цех теплоснабжения, входивший в состав ТЭЦ-1. К этому времени на правом берегу Красноярска вокруг эвакуированных заводов было построено уже более 250 жилых домов, и все они обогревались маленькими котельными, а то и вовсе печками-буржуйками. Необходимо было организовать подачу тепла и горячей воды более профессионально и централизованно.
Так, на базе цеха тепловых сетей Красноярской ТЭЦ-1 было создано предприятие «Теплосеть Красноярскэнерго», которому было передано 24 километра трубопроводов для пара и горячей воды.
Хрущевский строительный бум
Вместе с ростом строительства и развитием промышленной зоны Красноярска укрепляло свои позиции и теплотранспортное предприятие. В 60-е годы XX века ударными темпами по всему Советскому Союзу возводились «хрущевки». И основной задачей для предприятия стала подача отопления во все новые дома. В 1970 году на балансе организации числится больше 260 километров трубопроводов. Было решено построить еще одну ТЭЦ.
Проект Красноярской ТЭЦ-2 был разработан Томским отделением института «Теплоэлектропроект». Строительство станции началось в 1973 году и длилось 6 лет. В конце 1979 года станция была запущена в промышленную эксплуатацию. Стоит отметить, что оборудование Красноярской ТЭЦ-2 основывалось на самых современных научно-технических разработках. Котлы, разработанные в то время, до сих пор остаются технической основой российской и мировой энергетики, более совершенных разработок на сегодняшний день нет. С введением в эксплуатацию ТЭЦ-2 было образовано три района по обслуживанию сетей.
В 1985 году был построен тепловой дюкер от ТЭЦ-2 с правобережья на левый берег. Это уникальный объект, таких немного найдется в бывшем Советском Союзе. Построить через быструю многоводную реку Енисей тепловой дюкер — это была непростая задача. Строительство вела московская подрядная организация совместно с коллективом «Красноярской теплосети», —
рассказывал Владимир Капелько, который в то время занимал должность первого секретаря Красноярского горкома партии.
Дюкер — это участок трубопровода, который прокладывают в местах пересечения сети с реками, оврагами, судоходными и водосточными каналами, железными дорогами или автострадами. В Красноярске такой дюкер проходит по дну Енисея. Это труба диаметром три метра, внутри которой еще две: по одной вода проходит от ТЭЦ-2 на левый берег, по другой — обратно. Инженерам-разработчикам за строительство дюкера были вручены государственные премии.
Дюкер — это участок трубопровода, который прокладывают в местах пересечения сети с реками, оврагами, судоходными и водосточными каналами, железными дорогами или автострадами. В Красноярске такой дюкер проходит по дну Енисея. Это труба диаметром три метра, внутри которой еще две: по одной вода проходит от ТЭЦ-2 на левый берег, по другой — обратно. Инженерам-разработчикам за строительство дюкера были вручены государственные премии.
Выход из кризиса
Толчком к развитию Советского района города стало возведение Красноярской ТЭЦ-3. Строительство электростанции началось в 1981 году. Но кризис, грянувший в начале 90-х, не позволил довести дело до конца, строительство главного корпуса ТЭЦ-3 было приостановлено и возобновлено только в 2007 году.
Кризис начала 90-х стал для руководства и коллектива «Красноярской теплосети» настоящей проверкой на прочность. На этот период пришлось ветшание всего трубопроводного хозяйства. Трубы необходимо было ремонтировать, а средств на это не было. Кроме того, компания стала принимать на баланс теплосети, которые были брошены разорившимися заводами и другими ведомственными организациями. Трубопроводы передавались без схем расположения, в неудовлетворительном техническом состоянии. Финансовых возможностей для их перекладки тоже не было.
Впрочем, именно на этот период приходится создание одной из самых крупных в России теплотрасс. Эту трассу от ТЭЦ-3 начали строить еще в 1986 году, когда развитие города двинулось в направлении новых микрорайонов — Северного и Взлетки. Теплотрасса была введена в эксплуатацию в 1994 году и на сегодняшний день имеет наибольший в Красноярске и один из самых больших в России диаметр — 1200 мм.
Вектор развития
За 60-летнюю историю зона ответственности предприятия увеличилась более чем в 62 раза. На сегодняшний день в эксплуатации находится почти 1500 километров сетей, 18 насосных станций, 12 центральных тепловых пунктов, пять электрокотельных. Коллектив предприятия насчитывает 930 человек. За последние пять лет к системе централизованного теплоснабжения подключено более 650 новых объектов.
Сегодня сетевая инфраструктура «Красноярской теплотранспортной компании» уступает лишь теплосетевым компаниям Москвы и Санкт-Петербурга. А трубы, если их выложить в одну линию, доведут почти до Байкала.
Увидеть весь масштаб теплового хозяйства можно в «главном штабе» компании — центральном диспетчерском пункте. Именно отсюда контролируются гидравлические режимы сетей и регулируются параметры центральных тепловых и контрольно-регулировочных пунктов с удаленным управлением, сюда же приходят сигналы о нарушениях в работе трубопроводов. Работа диспетчеров, говорят в компании, напряженная и ответственная. Они помнят расположение тепловых камер, основные параметры воды в системе, годы прокладки и ремонтов основных магистралей. Эти же люди принимают решение, как в кратчайшие сроки ремонтные бригады будут устранять нарушения в работе теплосетей.
Увидеть весь масштаб теплового хозяйства можно в «главном штабе» компании — центральном диспетчерском пункте. Именно отсюда контролируются гидравлические режимы сетей и регулируются параметры центральных тепловых и контрольно-регулировочных пунктов с удаленным управлением, сюда же приходят сигналы о нарушениях в работе трубопроводов. Работа диспетчеров, говорят в компании, напряженная и ответственная. Они помнят расположение тепловых камер, основные параметры воды в системе, годы прокладки и ремонтов основных магистралей. Эти же люди принимают решение, как в кратчайшие сроки ремонтные бригады будут устранять нарушения в работе теплосетей.
Впрочем, сегодня все реже диспетчер отдает указания по телефону. Запускать и останавливать насосы на станциях, расположенных в разных концах города, диспетчер теперь может непосредственно с помощью дистанционного управления с центрального диспетчерского пункта.
Высокая планка профессионализма
Специалисты «Красноярской теплотранспортной компании» чтят профессиональные традиции, сложившиеся за годы работы. К примеру, разработка и внедрение сложных инженерно-технических решений — это та профессиональная планка, которую на предприятии держат уже много лет. Кроме дюкера, проложенного по дну Енисея, в 80-е годы было применено еще одно новаторское решение — теплотрасса в теле первого моста через реку Енисей. А уже в наши дни, в 2016 году, реверсивная теплотрасса появилась в теле Октябрьского моста. Трасса позволяет передавать тепло между двумя ТЭЦ (на левобережье и обратно), ее протяженность превысила 5,3 километра.
Новый мост через Енисей, который связал Свердловский и Октябрьский районы Красноярска, изначально был спроектирован с уникальной для города тепломагистралью, которая гарантированно прослужит полвека вместо обычных 30 лет. Последний шов новой тепломагистрали диаметром 1000 мм в теле тогда еще строящегося четвертого автомобильного моста через Енисей был заварен 19 октября 2015 года.
За всю свою многолетнюю историю компания несколько раз меняла название. Впрочем, такие изменения никак не повлияли на основные принципы в работе компании. Фундамент, на котором предприятие было построено 60 лет назад, остался прежним — это честное служение на благо жителей города.

Просмотров: 1102