Без интернета и мониторов, но с USB-разъемами и розетками: такими будут собирать первые самолеты Ту-214 для «Аэрофлота». Об этом сообщил РБК со ссылкой на инвестпроект льготного лизинга самолетов.
Первые пять Ту-214 должны поступить в авиапарк национального перевозчика в декабре 2024 — январе 2025 года. Всего до конца 2025 года «Аэрофлоту» передадут 63 борта: 18 — MC-21, 34 — SSJ-100, 11 — Ту-214.
Самолет ТУ-204 в серийное производство запустили в 1992 году. На модификации лайнера, Ту-214, летает спецотряд «Россия», который перевозит первых лиц государства, включая Владимира Путина.
Выпускается Ту-204/214 штучно на Казанском авиазаводе, принадлежащем «Объединенной авиастроительной корпорации». ПАО «ОАК» — структура Ростеха, в которую входит ПАО «Туполев». ОАК также производит МС-21 и Sukhoi Superjet 100.
Но российские пассажирские авиакомпании в последнее время пассажиров на Ту-214 не перевозили. Лишь в январе 2024 года «тушку» получил первый перевозчик — Red Wings. И то борт был не новый: собранный в 2009 году, бывший в употреблении сначала у «Трансаэро», затем и у самого Red Wings.
Никаких развлечений
«Аэрофлот» и «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) пока согласовали только часть параметров новых салонов для одиннадцати первых Ту-214. В них планируют установить 12 кресел для бизнес-класса с расстоянием 96 сантиметров между ними и 163 кресла для эконома с расстоянием 78 сантиметров. В сидения вмонтируют розетки, USB-разъемы, обеденные столики, а в бизнесе добавят коктейльные столики.
Мониторы для системы развлечений на борту самолета планируют устанавливать только с 2026 года. Не будет в первых поставках и интернета.
Самолеты не выдержат новые салоны?
Правда, как заявил MSK1.RU авиаэксперт и главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, такие требования «Аэрофлота» к новым салонам трудновыполнимы.
— Ту-214 родом из 90-х, когда еще ничего подобного, в общем-то, в самолетах не было. Поэтому нужное оборудование придется для этого самолета разрабатывать и затем устанавливать. И проблема даже не в том, что нужно где-то найти его производителя за рубежом и купить — у нас в стране, насколько я понимаю, таких просто нет, — рассказал MSK1.RU Роман Гусаров.
«Потом всё это нужно установить на самолет, а это дополнительная нагрузка на бортовую сеть»
После этого требуется «провести комплекс испытаний, чтобы убедиться в безопасности» оборудования, уточняет Гусаров.
Переделывать управление или учить бортинженеров?
Другой важный момент, на который обращает внимание авиаэксперт, состоит в том, что пилотируют Ту-214 три человека вместо двух. В составе экипажа дополнительно работает бортинженер.
Как считает Гусаров, по меркам мировой авиации три человека в кабине пилотов — это «анахронизм, как говорится, дедовские решения». Одним из требований «Аэрофлота» как раз была доработка самолетов до соответствия современным требованиям и использование стандартной системы подготовки пилотов.
— Чтобы посадить на Ту-214 двух пилотов (командира и второго пилота), нужно переработать бортовое оборудование — это уже куда сложнее и куда дороже. И куда важнее. Потому что на сегодняшний день у нас в стране просто нет системы подготовки бортинженеров.
«Мы уже забыли, что это такое. Теперь нам возвращаться в прошлое ради какого-то количества самолетов. И вообще непонятно — как»
Однако Гусаров обратил внимание еще и на темпы производства Ту-204/Ту-214 — «за минувшие 30 лет в среднем 3 самолета в год». Ровно столько же собирались выпустить в 2023 году, но так и не смогли — не собрали ни одного.
— Сейчас нам за 6 лет обещают 115 самолетов. Я как-то не понимаю, что должно произойти? Какое-то чудо? Чтобы вдруг на технологической базе прошлого века, на которой построен Ту-214, его начнут производить большими сериями? Откуда это возьмется? — заключил Гусаров.
MSK1.RU отправил запрос в ОАК.
В конце 2023 года опытный образец самолета Ил-96–400М совершил первый полет. Ранее мы писали, на чём будем летать, пока МС-21 не пустят в серию. А еще рассказывали, что такое Ту-214 и может ли он выпускаться полностью на российских деталях.