Город «Веселый молочник»: «Пацаны научили всему»

«Веселый молочник»: «Пацаны научили всему»

Интервью со знаменитым фермером с YouTube, который отказался от многотысячной зарплаты в Америке, чтобы делать сыр на севере края

В конце августа в разгар запрета на ввоз продуктов из США российский интернет взорвал ролик о фермере из Красноярского края. Мужчина рассказывает, что пока на прилавках была моцарелла, покупатели неохотно интересовались сырами его производства. После слов «не будет его, вашего итальянского сыра» крепкий бородач начинает заразительно хохотать. Позже выяснилось, что самым знаменитым красноярским фермером края стал гражданин США, перебравшийся в Богучанский район почти 20 лет назад. В сентябре с подозрением на астму мужчина лег в одну из больниц города, где его и навестил корреспондент НГС.НОВОСТИ.

Справка: Уолкер Джастас — красноярский фермер американского происхождения. Живет и занимается сельским хозяйством в поселке Такучет Богучанского района. 31 год, женат, воспитывает двух детей. Фрагмент интервью Джастаса Уолкера под названием «Веселый молочник», опубликованный на YouTube 22 августа, собрал на сегодня 1 млн 650 тыс. просмотров. В ролике мужчина-сыродел заразительно смеется после собственных слов «не будет его, вашего итальянского сыра».

Как вы оказались в России?

Я родился в верующей семье. В Россию мы приехали в 1994 году. 10 сентября — 20 лет, как я здесь живу. Родители приехали проповедовать, мне было 11 лет. Можно сказать, я вырос в России, провел здесь две трети жизни, всю свою юность.

Почему выбор пал на Сибирь? Страна-то большая…

Если полноценно отвечать на этот вопрос, придется впадать в мистику. (Смеется.) Родители молились, отец видел сон один… Вот Сибирь, Красноярский край, вот река Енисей, река Чуна, и вот она, точка на карте. Так оказались в селе Осиновый Мыс.

Как сложились отношения с новыми соседями?

В 94 году людям это было дико, но потом привыкли: «Вот американцы наши местные». (Смеется.) Язык учил на улице, провел два лета с пацанами. Они научили всему — и чему нужно, и чему не нужно.

Трудно было привыкнуть к новой жизни?

У русских голливудское восприятие американцев. До 11 лет я с семьей жил на маленьком хуторе в лесу в штате Айдахо — 6 км до ближайшего поселка. Климат как в Горном Алтае. У нас там медведи рядом ходили, дома было 3 ствола, мы от них отстреливались. (Смеется.) Я в Айдахо больше медведей видел, чем у себя в деревне. (Смеется.)

Как появился ролик с вашим участием?

Друг рассказал обо мне знакомым журналистам в Красноярске, они взяли у меня интервью, и так история докатилась до Москвы.

Так над чем вы смеялись тогда?

Телеканал «Россия-1» минут 40 брал интервью. Я рассказывал, как говорил с покупателем в Красноярске, и он кривил нос: «Зачем я буду у вас моцареллу брать, если могу взять итальянский сыр?». И мне, когда я вспомнил, стало смешно. (Смеется.) Интервью сократили. Санкциям я точно не рад. В нынешних отношениях США и России нет ничего смешного. Просто если есть выбор или смеяться, или плакать — надо выбирать позитив.

Когда решили заняться фермерством?

В 2010 году. В 2000-м родители уехали в Штаты. С 2000 по 2004 год я жил в Красноярске, а потом уехал обратно в родную деревню. Открыл там пилораму, но все равно искал работу, где меньше стресса, меньше капитальных вложений, рабочих, — чтобы своими руками обеспечить достаток и жить дома. Как-никак с пилорамой мне приходилось ездить в командировки, искать клиентов, деньги, банки.

Чем именно занимаетесь?

Наша модель — это как можно меньший масштаб, но чтобы выхлоп был нормальный. Поэтому выбрали козье хозяйство. На экспорт в другие поселки (Смеется.) идет кисломолочная продукция: молоко, йогурт, кефир, три вида сыра. Для производства твердых сыров нужны условия — погреба, климат-контроль. Это будет стоить больше, чем я вложил в это дело за 4 года. (Смеется.) Мы выбрали мягкие сыры — моцарелла, фета, рикотта.

У нас сейчас 11 коз, в зависимости от удойности это 25–35 кг сыра в неделю. Для такого объема даже не надо оборудования, грубо говоря, все делается на своей кухне. Килограмм продаем за 700–800 руб. Это не золотые горы, но если в неделю могу заработать 7600, не выходя из дому, — это неплохо. (Смеется.)

Больше деньги по американским меркам?

Ну это несравнимо! В 2009 году я женился на американке и полгода прожил в Штатах. За 4 месяца работы страховым агентом я заработал 18 тыс. долл. Это мой хороший годовой доход в России. (Смеется.)

В чем главные отличия американцев от жителей России?

Тяжело сказать. Тут я вырос, но и американская культура для меня родная. И то, и другое я воспринимаю нормально. Сразу чувствуется: американцы трепетно относятся к личному пространству. Вот стою в Штатах в очереди, человек перед мной всегда поворачивается: «Эскьюзми!» — типа слишком близко подошли. А мне, выросшему в России, кажется, наоборот, надо поближе встать, подумают — вообще не стоишь. (Смеется.)

Вопросы про медведей на российских улицах друзья задавали?

Это большой стереотип самих русских в отношении американцев. Если спросишь у американцев, что такое Россия, он скажет: вечная зима, ледоколы, балет, «Красный плошшад», что-то такое.

Сами американцы смотрят на Россию со смесью жалости, интереса и страха. Страна пережила Первую мировую, Вторую мировую, коммунизм. А с другой стороны — Менделеев, Достоевский… (Смеется.) Ну и, как ни крути, государство позиционирует себя как самое сильное.

В Америке легче быть фермером?

В России главная проблема — получить землю, в Штатах землю можно купить и зарегистрировать через интернет за день, но сложнее хозяйством заниматься. Последние 45 лет правительство США уничтожает культуру фермерского хозяйства: бесконечное повышение налогов на землю, разрастаются надзорные органы. В России по закону в подсобном хозяйстве можно иметь 10 дойных коров, нужно иметь справку от ветеринара и продавать молоко. А у нас в Айдахо можно иметь без разрешений специальных всего 3 коровы. Хочешь продать — пройди такие же проверки, как компании, где 10 тыс. животных.

Сколько у вас земли здесь?

Когда вернулся в деревню, специально выбрал дом в аварийном состоянии на краю поселка посреди пустырей, помоек — если убрать мусор, будет пастбище, оформили на них аренду. Другие помойки мне сельсовет не дает убрать. (Смеется.) Еще 12 га оформляю в другом селе.

В супермаркетах продукты покупаете? В США больше экологически чистых продуктов?

Разницы нет. Так же в искусственной среде без почвы выращивают помидоры. (Смеется.) США, Нидерланды, Израиль — самый большой сельхозпроизводитель мира. Они используют генно-модифицированную продукцию, так что не надо утешать, что у нас нет ГМО. В магазинах беру в основном фрукты, злаки.

В Красноярск продукцию сдавать не планируете?

Было какое-то время. В супермаркеты такой объем не сдашь, развозить курьером по покупателям нерентабельно. Основная масса идет в окрестные села. Сейчас планируем поставлять в рестораны города. В городе можно найти хорошие сыры, но у моцареллы срок хранения всего 10 дней. Если больше — значит, консервация какая-то. У нас вкус может не супер-пупер, но по крайней мере без консервантов.

Санкции могут привести к развитию сельского хозяйства в России?

Никакой фермер не будет прыгать выше крыши ради одногодних санкций, санкции ввели в августе. Это осень. Никто не поедет уже копать и сеять.

Не обижаетесь на прозвище «Веселый молочник», которым вас окрестили в интернете?

Да ну. Понятно, что я попал в политический настрой: «Будем смеяться над санкциями». Это нормально. В детстве и потом, когда в городе жил, друзья говорили: «Джастас, ты чего так смеешься, весь народ распугаешь». А оказалось, что это моя тема. (Смеется.)

Антон Понарин

Скрин видео пользователя Abraham Linkoln с youtube.com (1), автора (2)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства