В Красноярске неделю назад стартовал новый учебный год. Из-за коронавируса на праздничные линейки допустили не всех желающих, а учебный процесс организован с «обеззараживающим» эффектом. Чтобы разделить потоки школьников из разных классов, за каждым коллективом закрепили отдельное помещение, в котором проходят все уроки. Во всех школах ученикам замеряют температуру, а в некоторых (например, в Дрокино) даже требуют справки от родителей о том, что ребенок и его родители не находились на карантине. Впрочем, после того как в школе № 34 у одного из школьников выявили ковид, на дистанционку отправили весь класс. Тем не менее, обучение в школе началось и мало чем отличается от привычного учебного процесса.
Как школьники начали новый учебный год в Израиле, Новой Зеландии и Южной Корее, читайте в нашем материале. Как учеба в школах (не) началась в США, NGS24.RU рассказала жительница пригорода Нью-Йорка и мама двоих детей Анастасия Давидович.
— Настя, правда, что у вас вообще нет такого праздника, как Первое сентября?
— Совершенно верно. Точнее, дата в календаре есть, но она абсолютно ничего не значит. Во всех штатах в школу идут в разное время. В нашем городе мы идем после праздника Labour day (День Труда — национальный праздник в США, отмечаемый в первый понедельник сентября. — Прим. ред.). Значит, у нас дети пойдут в школу восьмого числа, но этого не случилось — об этом позже.
Я знаю, что в Калифорнии из-за погодных условий учеба вообще начинается в середине августа. У всех по-разному, но ни у кого нет Первого сентября. Более того, в Америке официально лето заканчивается 23 сентября. Мне этого, наверное, никогда не понять.
— Последний раз мы общались с тобой в апреле. Тогда в Америке начали снимать ограничения, а в России все только начиналось с карантином. Скажи, как сейчас — есть ли «отголоски» коронавируса?
— В нашем небольшом городе (85 тысяч человек) всё, кроме масок и школ, вернулось на круги своя. Полные магазины, рестораны открыты с мая на летних террасах, а с июня можно сидеть внутри, заполняя не более 50 процентов посадочных мест. Всё нормально, не считая того, что у бара посетители от бармена отделены барьером из прозрачной пленки. Но это не проблема.
Но вот если говорить о Нью-Йорке, то там все вообще ненормально. Город до сих пор пустой. Он был полон народу за счет чего — очень много людей приезжали на работу в офисы, также было много туристов. Поскольку офисы все закрыты и их не планируют открывать до начала следующего года точно, туристов, естественно, тоже нет. И на фоне этой пустоты повылазили бомжи, психи, наркоманы. На меня дважды напали за последний месяц прямо по середине 5-й авеню. К чему я говорю — там не то, что «отголоски» коронавируса, там всё очень плохо. И я там появляться в последнее время не люблю. Рестораны там не открыты, можно выставить столы на улице, но это мало кто делает. Когда станет холоднее, думаю, рестораны вообще перестанут работать. По моим ощущениям, закрыта половина всего, что есть в Нью-Йорке. Но школы, хочу заметить, работают, в отличие от нашего спокойного городка.
— Мы подошли потихоньку к школьному вопросу. Расскажи, как у вас обстоят дела со школами?
— У меня двое детей. Старший сын Иван в этом году должен пойти в первый класс. В Америке дети идут в школу с пяти лет, и первый класс называется Kindergarden — это такой подготовительный этап, а на втором году обучения начинается первый класс. И мой ребенок очень ждал начала школы, это для него знаменательное событие. Школа у нас не начинается от слова «совсем». Причем во всех соседних городах они открылись. У нас обучение будет онлайн, и в обязательном порядке пятилетний ребенок, который никогда не ходил в школу, должен сидеть перед компьютером, это всё проверяется, с 08:30 до 12:30. А если он не сидит или что-то не выполняет, это могут засчитать как пропуск занятия. А за пропуск занятий у нас наказывают родителей. В Америке есть такая служба — Social services, в которой следят за тем, как родители выполняют свои обязанности. И если ребенок часто пропускает школу, к вам могут прийти и забрать детей.
Поэтому все родители очень аккуратные. Они не могут ходить на работу, они не могут даже работать из дома, потому что им нужно сидеть рядом с ребенком перед компьютером. Я понимаю, если бы он был в 6–7 классе, это нормально, но такие маленькие дети просто не смогут спокойно просидеть все эти часы. А когда детям по пять лет — я не знаю.
— И нет никакой альтернативы?
— Есть — платные школы, которые открыты пять дней в неделю даже в нашем городе и даже с продленкой. То есть там вирус не страшен. Я обзвонила все частные школы в округе и нигде нет мест. Видимо, все родители спохватились и отдали детей. Причем это стоит немалых денег, около тысячи долларов в месяц.
— Скажи, а в чем причина ситуации именно в вашем городе, может быть, у вас какая-то особая ситуация с заболеваемостью?
— У нас постоянно публикуют кейсы ковида — это статистика случаев. Так вот, у нас за две недели было 170 случаев коронавируса. За 14 дней, причем ни одной госпитализации, но это назвали «бешеным всплеском». У нас сразу закрыли все детские секции и не стали открывать школы. Я понимаю, если бы счет был на тысячи. Но 178 за 2 недели.
— Школы в соседних городах по какому принципу работают?
— У них там «гибридная» система. Два дня в неделю ученики будут приходить в школу и три дня они будут учиться онлайн. Также в школе сделали специальную систему, по которой ученики входят в нее, находятся внутри и выходят из нее. Все заходят гуськом друг за другом, выстраиваясь в линию. В школе будут специальные маршруты к кабинетам. В общем, чтобы дети не встречались лицом к лицу. Но по факту, мне уже рассказал друг из другого города, дети заходят в школу по линейке, а потом начинается балаган и никакой социальной дистанции, это же дети.
Еще одно требование — все дети начиная с пяти лет находятся в масках. Восемь часов в день. Дальше. Лидером продаж на Amazon стала такая маска-скафандр. Крепится на голову ребенку и закрывает его лицо пластиковым щитом. И родители это покупают и выставляют посты с фото — вот ребенок в этом скафандре и в маске.
— Но в вашем городе пока и так нельзя.
— Да. С марта месяца мы сидим дома с детьми, и у меня еще немного — и «кукушка поедет». Детей очень тяжело развлекать, когда всё закрыто, когда из развлечений только родители. Поэтому я ждала этого сентября, как не знаю чего, чтобы хотя бы одного ребенка отправить, чтобы у него было какое-то социальное развитие. Если бы кто-то сейчас вышел на митинг за открытие школ, я была бы тоже в первых рядах. Но в это время в Нью-Йорке на демонстрации выходят учителя! Учителя всё это время сидели дома, выходили в онлайн на два часа в день за те же деньги. И сейчас они говорят: «Мы не хотим работать, это же опасно».
Мы сидим без работы полгода, потому что нам нужно находиться дома с детьми, а учителя считают работу школ опасной. Еще весной я говорила, что рада жить в Америке, что здесь всё для людей. Но в последнее время события складываются так, что возникает желание уехать отсюда. Я знаю, что это пройдет и надо это пережить. Но каждый день ко мне поступает информация чисто идиотская, и я понимаю, что ничего не могу с этим сделать. Травмировать психику ребенка и заставлять его сидеть у монитора по пять часов в день я не хочу.